Наш адрес:
Среднеохтинский пр., 8
Телефон: 224-33-00
Факс: 224-33-00

Контактные данные
администрации и отделов

 

 

 

Предлагаемый обзор поможет вам держать руку на пульсе современной отечественной словесности. Он составлен для тех, кто любит читать – в первую очередь. Также он будет полезен учителям литературы,  а еще всем, кто посещает разнообразные сайты, посвященные окололитературной полемике, участвует в блогерских обсуждениях написанного, прочитанного и изданного сегодня.

           За­хар При­ле­пин. Кни­го­чёт. По­со­бие по но­вей­шей ли­те­ра­ту­ре с ли­ри­че­с­ки­ми и сар­ка­с­ти­че­с­ки­ми от­ступ­ле­ни­я­ми. - М.: АСТ, 2012.
   Свою оче­ред­ную кни­гу За­хар При­ле­пин, по его соб­ст­вен­но­му при­зна­нию, «сва­рил из то­по­ра». У не­го уже на­ко­пи­лось ка­кое-то ко­ли­че­ст­во тек­с­тов о со­вре­мен­ной про­зе и ре­цен­зий, ко­то­рые он пи­сал по слу­чаю, и вот по­ду­мал – че­го до­б­ру про­па­дать - и со­ста­вил этот сбор­ник. В пре­дис­ло­вии При­ле­пин пи­шет, что «ие­рар­хии в со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ре сло­жи­лись при ми­ни­маль­ном уча­с­тии ли­те­ра­то­ров», – при­ло­жи­ли ру­ку кто угод­но, толь­ко не са­ми ли­те­ра­то­ры, ко­то­рые, за не­сколь­ки­ми ис­клю­че­ни­я­ми вро­де Бы­ко­ва или Сен­чи­на, ма­ло пи­шут кри­ти­ку, так ма­ло, что как буд­то и не чи­та­ют из­да­ва­е­мые тек­с­ты.
При­ле­пин в этом смыс­ле бе­зус­лов­ный ак­ти­вист – несомненный эксперт и дви­га­тель ли­те­ра­тур­но­го про­цес­са. Кро­ме сво­их про­за­и­че­с­ких тек­с­тов он со­став­ля­ет ан­то­ло­гии, бе­рёт ин­тер­вью, пи­шет пре­дис­ло­вия к кни­гам дру­гих ав­то­ров, по­рой да­же на­хо­дит вре­мя са­мо­лич­но пред­ста­вить не­ко­то­рых из них на их же пре­зен­та­ци­ях.
Бу­ду­чи фи­ло­ло­гом по об­ра­зо­ва­нию, он бле­с­тя­ще раз­би­ра­ет­ся в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, мо­жет с лёг­ко­с­тью про­во­дить па­рал­ле­ли меж­ду тек­с­та­ми раз­лич­ных пе­ри­о­дов, на­хо­дя та­кую связь, о ко­то­рой да­же ав­тор рас­сма­т­ри­ва­е­мых тек­с­тов по­рой мог да­же не до­га­ды­вать­ся.
А ещё он де­ла­ет всё это стра­ст­но, с нер­вом и эмо­ци­ей, что от­ли­ча­ет его от мно­гих пи­шу­щих со­вре­мен­ни­ков.
Здесь не толь­ко ре­цен­зии на вы­хо­див­шие в по­след­ние го­ды кни­ги, но и эс­се об осо­бен­но­с­тях муж­ской и жен­ской про­зы, раз­мы­ш­ле­ния об от­но­ше­ни­ях пи­са­те­ля и вла­с­ти, эс­се о ле­ни и еще многое другое.
Ав­тор ча­ще все­го весь­ма до­б­ро­же­ла­те­лен в оцен­ках книг сво­их со­бра­ть­ев по пе­ру. В сбор­ни­ке есть, к при­ме­ру, под­за­го­лов­ки вро­де «Ма­с­те­ра» или «Но­вые пи­са­те­ли», но к не­ко­то­рым, вро­де ши­ро­ко из­ве­ст­но­го Ев­ге­ния Гриш­ков­ца, он на­ст­ро­ен да­же враж­деб­но.
«По­доб­ную про­зу, – пи­шет При­ле­пин о кни­ге Гриш­ков­ца «План­ка», – мож­но пи­сать ле­вой но­гой, не сни­мая бо­тин­ка и шер­стя­но­го но­с­ка».
Со­брав по­доб­ный сбор­ник,  При­ле­пин мар­ки­ру­ет оте­че­ст­вен­ную ли­те­ра­ту­ру по­след­них лет, ста­вит, как это сей­час при­ня­то го­во­рить, «тэ­ги» и ста­но­вит­ся цен­ным пу­те­во­ди­те­лем для че­ло­ве­ка, зна­ко­мя­ще­го­ся с со­вре­мен­ной сло­вес­но­с­тью, убе­ди­тель­но объ­яс­няя, на что сто­ит тра­тить дра­го­цен­ное вре­мя, а что мож­но и опу­с­тить.
 
     

  Дмитрий Петров. Аксенов - М.: Молодая гвардия, 2012.

  Книга, посвященная признанному классику современной прозы Василию Аксенову, неслучайно издана в серии «Жизнь замечательных людей». Масштаб личности этого требует вполне отчетливо. Аксенов стал легендой еще при жизни. Казалось бы — один из крупнейших молодых советских прозаиков, ставший американским, а потом, наконец, международным — он широко известен. Но это иллюзия. Непростая судьба и труды  знаменитого автора «Коллег», «Звездного билета», «Ожога», «Московской саги» и других популярных повестей и романов всегда были темой сплетен, доносов, баек, мифов. Его многочисленные рассказы, стихи, очерки, интервью и сегодня вызывают интерес. Книга Дмитрия Петрова — итог работы с сотнями текстов, десятками людей — родных, друзей, недругов и критиков Аксенова. Это — отважная попытка рассказать о нем правду. А может, сделать Аксенова еще большей загадкой?.. 

 

     
Кабаков, Александр, Попов Евгений. Аксенов - Москва : АСТ [и др.], 2011. - 509 с. ; фот.
Еще одна книга о знаменитом писателе - воспоминания его друзей. Это не просто мемуары, а гораздо большее - портрет Художника на фоне его Времени, свободный разговор свободных людей о близком человеке, с которым им довелось дружить многие годы бурной, гротескной, фантасмагорической советской и постсоветской жизни. Свидетельства из первых уст, неизвестные истории и редкие документы опровергают устоявшиеся стереотипы восприятия и самого писателя, и его сочинений.» По решению жюри литературной премии «Большая книга» в 2012 году Александр Кабаков и Евгений Попов за книгу «Аксенов» получили второе место.
 
     

  Сергей Полотовский, Роман Козак. Пелевин и поколение пустоты - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

  Книга-расследование критика Сергея Полотовского и журналиста Романа Козака — первая попытка описать жизненный путь Виктора Пелевина, одного из самых влиятельных и загадочных писателей современной России. Кто прототипы самых известных героев пелевинских произведений? Что скрыто в книгах Пелевина между строк? И каков истинный смысл его романов? В конечном счете все эти вопросы приводят авторов к одному главному: какова роль писателя в современном мире, когда настало время айпадов и андроидов, интернет-телевидения и фейсбука? Чтобы написать первую биографию Виктора Пелевина, авторы в течение года исследовали произведения писателя, разыскивали и интервьюировали людей, которые учились, работали и путешествовали с ним. А также поговорили о Пелевине и современной литературе со множеством замечательных людей, среди которых Леонид Парфенов, Сергей Шнуров, Владимир Сорокин, Лев Рубинштейн, Михаил Елизаров, Марат Гельман, Александр Генис, Захар Прилепин и многие другие.

 

   
Николай Александров. С глазу на глаз: беседы с российскими писателями - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2012.

  Несколько лет назад телеканал "Культура" представил интереснейшие авторские передачи Николая Александрова из цикла "Новая антология", сделанные по материалам бесед о жизни, творчестве и времени с известными российскими писателями. Однако жесткий телевизионный формат не позволил представить содержательные диалоги во всей их полноте. В книгу в полном объеме вошли 15 бесед с современными отечественными авторами. В их числе: Акунин, Бояшов, Геласимов, Кочергин, Крусанов, Маканин, Чижова и др. После прочтения такой книги становится более понятным литературный ландшафт современной России. Благодаря ей вы уже не заблудитесь в лабиринтах не только имен известных писателей дня нынешнего, но и в обласканных критикой и награжденных разнообразными премиями их произведений.

 

   
  Валерия Пустовая. Толстая критика. Российская проза в актуальных обобщениях. -М.: РГГУ, 2012.
 
Последние несколько лет Валерия Пустовая, чья литературно критическая звёздочка взошла в первые годы первого десятилетия нового века, говорила, что устала от толстожурнального формата, что ощущает зацикленность на нём и хочет попробовать себя в чём-то более мобильном, лёгком и даже игровом. И вот у неё выходит сборник статей под названием «Толстая критика». Обратите внимание на подзаголовок –«Российская проза в актуальных обобщениях».
Валерия Пустовая не раз говорила, что период погружения её в толстожурнальную критику очень удачно совпал с её личными настроениями, образом мысли. По всей видимости, хотелось въедливости, основательности. Вот поэтому в своих статьях она примеряла на себя «шкуру» обсуждаемого писателя, училась думать, мыслить, ходить, как он, говорить с той же интонацией. Именно поэтому, а вовсе не от преизбытка чувств, по её словам в интервью «Экслибрису», она «страстно влюблялась в предмет своего критического осуждения».
Она как горняк: каждый раз уходила в забой, где настойчиво и трудолюбиво,  с истовой упёртостью добиралась до породы, даже если забой этот носил название, например, «Виктор Ерофеев».
И здесь уместно вспомнить слова известной современной писательницы Ольги Славниковой: «В идеале профессиональный читатель отличается от читателя с улицы тем, что для него книга важнее, чем собственное внутреннее содержимое — даже если там, внутри, скопились яды. Профессиональный читатель не спрашивает, чего хочет от книги его левая нога. Он обязан предположить, что чуждые ему эстетики способны к развитию. Если читатель с улицы говорит: “Мне книга не понравилась, значит, она плохая”, — он прав на сто процентов. Но профессионал обязан уметь работать и с той литературой, которая лично ему не доставляет удовольствия.» 
В одном разговоре-интервью Валерия Пустовая тоже сказала: «Хорошо быть таким глубоким – но однажды ты начинаешь бояться всплыть на поверхность. Хорошо любить читать – но однажды ты забываешь, что за книгой стоят реальные люди. Хорошо быть добросовестным и аналитичным («дотошным» – так тоже говорили) – но однажды ты вязнешь в деталях и доводах, так и не добравшись до главного».
После толстожурнальной критики она перешла «на статьи сетевого формата, эссеистику», её «толстая» критика через весёлость растворилась в Попуганах, в литературно-критических играх и загадках, оригинальных перформансах.
И эта книга – своеобразный результат работы критика не только над литературными текстами, но и над собой. Потому что быть хорошим критиком, а не просто острословом, - несомненное достоинство, благодаря которому нам будет легче ориентироваться в многообразии современной отечественной прозы.
 
     
  Наталья Иванова. Тоска по задаче. Об ответственности писателя перед литературой.// 
Знамя. - 2012. - № 9. - с. 174-181.
 
Размышления от автора книги «Русский крест. Литература и читатель в начале нового века» (М., Время, 2011).
Многим будет интересно знать, как писатели попадают в категорию модных и премированных. Как действуют технологии отбора произведений современной литературы в премиальные листы, и существуют ли их подводные течения? Каковы основные тенденции литературного процесса сегодня? На эти и многие другие вопросы отвечает автор статьи, активно и компетентно пишущий о современной русской литературе. Всего ею написано более 500 статей и целый ряд книг литературоведческой тематики. А также она разбирает основные направления литературных стилей применительно к именам писателей, и этим самым именам даются довольно емкие характеристики. В результате каждый читатель сможет найти среди современных авторов и стилей то, что более всего отвечает его вкусу и предпочтениям.
 
     
   Мария Черняк. Современная русская литература. - М.: Форум, 2008.
 
 Мария Черняк - специалист по русской литературе ХХ-начала XXI века. В ее книге – подробнейшая характеристика  современного литературного процесса с точки зрения его включенности в общую картину нашей жизни. Особое внимание уделяется ярким авторам, оказавшим наибольшее влияние на формирование новейшей литературы и ее тематическому разнообразию. Для читателя наиболее интересны будут дискуссии по животрепещущим темам в современной критике. Эта книга – зеркальное отражение сегодняшнего дня нашей литературы. Что же касается зеркал, завершим наш обзор цитатой английского писателя и актера Макса Фрая – он удивительно точно отвечает на вопрос о том, зачем мы вообще читаем книги наших современников и что мы в них находим:
 «Книга — волшебное зер­кало, в котором читатель отчаянно ищет собственные мысли, опыт, схо­жий со своим, жизнь, описанную так, как он это себе представляет. … Интеллектуал, теребящий „Ма­ятник Фуко“, и сред­нестатистичес­кий лох, уткнувшийся в очередной том эпопеи о „Бешеном“, были бы потрясены, узнав, насколько они по­хожи. Но эти двое действительно почти близнецы, они в одной лод­ке… даже охотники за литературными шедеврами на самом деле охотятся не за самими шедеврами: в глубине зеркала они видят свой собственный вдохновенный профиль, изысканно склонившийся над книгой». Звучит, безусловно, резковато. Но зерно истины схвачено - мы действительно читаем, чтобы познавать самих себя и нашу повседневность. А предложенные вашему вниманию работы критиков и литературных журналистов помогут вам выбрать свою книгу, своего писателя и, безусловно, сориентируют в современном книжном потоке.

 Обзор подготовлен ведущим библиографом ЦРБ им. Н. В. Гоголя Юлией Анатольевной Васильевой

 

  

   

 

 

Продлить книгу 

 

 

 «Встречи с театром»

 

 

 
СМИ о нас
 
 

 

Советуем прочитать 

 

 

    Конкурсы для читателей 

 

 

Электронные книги

 

   

 

Корпоративная сеть общедоступных библиотек

 

 

  

Электронный формуляр

 

 

 

  

Полнотекстовые информационные ресурсы

 

 

Электронная коллекция по истории ЦБС

"ШАГИ. ЭТАПЫ. ВЕХИ"

 

   

   

Остановим коррупцию 

 

 

 Информация для мигрантов 

 

 

 XV традиционный легкоатлетический пробег 

«Путь Петра Великого» 


Оценка качества работы библиотек

 

                                                                                                                                                                                           Молодежный карьерный форум