Наш адрес:
Среднеохтинский пр., 8
Телефон: 224-33-00
Факс: 224-33-00

Контактные данные
администрации и отделов

 

Фантасмагории и притчи литературного Петербурга.

Век 21, 1-я половина.


Наш разговор о современных петербургских прозаиках хочется начать классически – с цитаты. Процитируем фрагмент интервью Ильи Бояшова газете «Известия». На вопрос корреспондента: «Вы петербургский писатель. Если сравнить две литературы, московскую и петербургскую, — в чем их различие?», - прозаик ответил: «Питерская школа тянется к изяществу, к игре воображения, к веселью. И миросозерцание у нас менее апокалиптическое, чем у московских товарищей.» И действительно, читая петербургских авторов, чаще испытываешь радость от общения с книгой. В первую очередь это касается произведений самого Ильи Бояшова. Вот с него-то мы и начнем.

   
Илья Бояшов

Родился 16 марта 1961 года в Ленинграде. Закончил Исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена. Изучал военную историю начала XX века и историю флота. В 1989 году был принят в Союз писателей. В течение непродолжительного времени играл в рок-группе «Джунгли». Позже устроился в Нахимовское училище преподавателем истории; проработал на этой должности восемнадцать лет. Не считает писательство своей основной профессией (считает таковой преподавание истории – и посвятил ей целых 18 лет.

   

Бояшов, Илья Владимирович. У Христа за пазухой : романы / Илья Бояшов. - Санкт-Петербург [и др.] : Лимбус Пресс : Издательство К. Тублина, 2011. - 602, [2] с.

В книгу "У Христа за пазухой" вошли пять наиболее ярких произведений автора. В их числе и полюбившийся всем его великолепный роман-притча "Путь Мури", который стал лауреатом премии "Национальный бестселлер". Остальные произведения сборника продолжают удивлять и радовать читателей, всякий раз подтверждая репутацию одного из самых самобытных писателей сегодняшней России. Бояшов – признанный мастер фантасмагории. По мотивам одного из произведений, вошедших в сборник, Кареном Шахназаровым был снят фильм, что еще раз подчеркивает неповторимую стилистику и яркий почерк автора. Совершенно справедливо самый читаемый книжный критик современной России Лев Данилкин аттестует Бояшова как большого писателя.

 
Бояшов, Илья Владимирович. Каменная баба : роман / Илья Бояшов. - Санкт-Петербург ; Москва : Лимбус Пресс : Издательство К. Тублина, 2011. - 177, [1] с.

Один из самых популярных глянцевых журналов «Собака.ру» так анонсирует появление этой книги: «о нелегкой жизни российской женщины»! Главная героиня - Маша Угарова, которая пьет из луж и питается мышами, тараканами и овечьими катышками. Ее родители умирают от традиционного русского пьянства, после чего Маша, с такой говорящей фамилией, так же, как тысячи нищих и грязных деревенских девушек со всей России, едет покорять Москву, становится лимитчицей, терпит тяготы и лишения, голод и холод, живет в рабочей общаге... Затем молниеносно происходит ее перевоплощение в хозяйку жизни. Словно щелкнули пальцы волшебника! О неклассической концовке этого классического для сериалов сюжета узнаете после прочтения книги. И не пожалеете потраченного времени. Особенно, если вспомнить расхожую банальность, что у России женское лицо…

   
Ксения Букша
 
Родилась в 1983 году в Ленинграде. Это молодая писательница, поэтесса и журналистка, автор многих романов и повестей, сотен стихов, дюжины рассказов. По определению Дмитрия Быкова — «нормальный гений». Живет в Санкт-Петербурге с мужем и детьми. Закончила музыкальную школу и экономический факультет Санкт-Петербургского государственного Университета. Участвовала во Всероссийских форумах молодых писателей 2001 и 2002 годов. Сейчас Ксении двадцать восемь, а стихи она начала писать в четырнадцать. Источник вдохновения для нее – вся окружающая жизнь.
 

Букша, Ксения. Манон или Жизнь : роман / Ксения Букша. - Санкт-Петербург ; Москва : Лимбус Пресс, 2007. - 289 с.

«Однажды в душный предгрозовой полдень я забыл закрыть форточку, и ко мне залетела черная дыра…» - эти слова Андрея Вознесенского писательница вынесла эпиграфом к своей книге. Такой поэтический посыл в сочетании с сериальным оформлением книги «Дмитрий Быков представляет» однозначно выделяет эту книгу из общей массы. И еще цитата с обложки: «Ксения Букша – лучший писатель поколения двадцатилетних». Это тоже сказал Быков. Роман о загадочной красавице начинается с традиционного собеседования в отделе кадров, а заканчивается большим блэк-аутом. И между ними – вереница сюжетных ходов, поэтичных описаний и убийственная ирония прогнозов, которые превращают писательницу в надежду не только нашей, но и европейской прозы (и это опять слова Дмитрия Быкова!). Думаю, вы уже изготовились взять эту книгу с полки!

   
Юрий Буйда

К этому автору применимо определение "классика" современной литературы. Юрий Васильевич Буйда родился 29 августа 1954 года в поселке Знаменск Калининградской области. Окончил Калининградский университет, работал в СМИ, пройдя путь от фотокорреспондента районной до заместителя главного редактора областной газеты. Переехав в 1991 году в Москву, работал в «Российской газете», «Независимой газете», в журналах «Новое время», «Знамя», обозревателем газеты «Известия». Сейчас – редактор издательского дома «Коммерсантъ». Печатается как прозаик с 1991 года. Публикуется в журналах «Знамя», «Новый мир», “Октябрь”, «Дружба народов» и др. Отмечен премиями журналов «Октябрь», «Знамя», премией им. Аполлона Григорьева за книгу «Прусская невеста». В шорт-листы Букеровской премии входили его произведения «Дон Домино» (1994) и «Прусская невеста» (1999). 

   

Буйда, Юрий Васильевич. Вор, шпион и убийца : роман / Юрий Буйда. - Москва :Эксмо, 2013. - 314, [2] с. - (Большая литература. Проза Юрия Буйды).

Автобиографическая фантазия Юрия Буйды “Вор, шпион и убийца” повествует о детстве и юности писателя, прошедших в аннексированной после Второй мировой войны Восточной Пруссии. Процесс обживания земли Тевтонского ордена дает немалую пищу для размышлений пытливого подростка. За обличительным заголовком ничего криминального: так обозначено литературное призвание автора. Мир лежит во зле, понимает главный герой, с юности обожающий Кафку и вслед за ним мечтающий стать писателем: воровать у реальности образы, шпионить за малейшими движениями души и убивать мгновения, чтобы запечатлеть их навеки.

   

Дмитрий Григорьев.

Поэт, прозаик. Родился в 1960 г. Учился на химическом факультете Ленинградского университета, сменил множество работ: от плотника и мойщика стекол до оператора газовой котельной. Активно публиковался в ленинградском самиздате. Автор четырех книг стихов и трех книг прозы. Живет в Санкт-Петербурге.

Проза Дмитрия Григорьева интересна как редкий пример художественного осмысления образа жизни и самосознания российских хиппи, — в частности, основанный на автобиографическом материале роман «Господин Ветер» рассказывает об опыте путешествий автостопом по Советскому Союзу.

   

Григорьев, Дмитрий Анатольевич. На плечах Великого Хималая / Дмитрий Григорьев. - Санкт-Петербург : Амфора, 2012. - 283, [2] с. : ил. - (АМФОРА TRAVEL. Индия).

В одной древней индийской легенде рассказывается о том, что когда-то горы не стояли на месте, а летали как птицы. Это приносило всем окружающим так много неудобств, что однажды царь богов Индра своим молниеносным оружием подрезал им крылья, которые превратились в облака, а горы опустились на землю. С той поры у людей появилась возможность забираться к ним на колени, на плечи и даже на головы. Книга посвящена Индии и Гималаям, в ней автор пытается соединить трудносовместимые на первый взгляд вещи: полезную для всякого путешествующего информацию и поэзию, старинные предания и современные истории, происходившие с ним и его попутчиками. Впрочем, вся наша земная жизнь именно такая сложная и прекрасная смесь. В качестве бонуса вы также найдете здесь немало практической информации, полезной в путешествии по Индии.

   
Павел Мейлахс

Родился в 1967 г., окончил математико-механический факультет ЛГУ, публиковался в журналах "Звезда", "Новый мир", "Вышгород", "Грани", "Зеркало", в "Литературной газете" и "Петербургском Часе Пик". Живет в Санкт-Петербурге.

«В русской литературе вспыхнула звезда первой величины. Исступленная, до предела откровенная в своем безжалостном психологизме проза молодого писателя— впечатляющая попытка рассказать о поколении нынешних тридцатилетних - сорокалетних, используя толстовские принципы анализа человеческих характеров» - такого возвышенного пассажа удостоила Мейлахса современная критика.

 
Мейлахс, Павел Александрович. Избранник : роман / П. Мейлахс. - Москва :Олма-Пресс, 2002. - 351 c.

Это первая книга 35-летнего прозаика, состоящая из четырех повестей. Павел Мейлахс – сын известного питерского писателя Александра Мелихова. Это родство можно подчеркнуть как значимое, поскольку и отец, автор «Любви к отеческим гробам», и сын, автор «Беглеца» и «Отступника», пишут в примерно одном жанре психологически подробной и биографически обоснованной прозы. Значит, в каком-то смысле их и читать можно вместе, тем более, что каждый числится у другого в частичных прототипах. Разница – поколенческая - в эпохе, на которую выпала фишка жить. Герой Александра Мелихова поверяет жизнь математически выверенной рассудочной логикой, поворачивая ее событийными гранями. Герой Павла Мейлахса – дитя этой логики, породившей иррациональное число. Для него рассудок – фиксация тупика, из которого нет выхода. Кем бы стал Толстой сейчас, думает он с ужасом. Чумовым битником, пишущим дикие стихи? Наркоманом, вспарывающим себе вены? Павел Мейлахс смотрит и пишет – пристальней не бывает.

   
Павел Крусанов
 Родился 14 августа 1961 года в Ленинграде. Окончил Педагогический институт им. А.И. Герцена по специальности «география и биология». В первой половине 1980-х - активный представитель музыкального андеграунда, член Ленинградского рок-клуба, участник группы «Абзац». В те же годы участвовал в выпуске литературного самиздатского журнала «Гастрономическая суббота». Работал осветителем в кукольном театре, садовником, техником звукозаписи, инженером по рекламе, печатником офсетной печати. С 1989 года начал работать в издательствах на редакторских должностях («Васильевский остров», «Тритон», «Северо-Запад», «Азбука», «Лимбус Пресс», «Амфора»). В официальной прессе публикуется с 1989 года. Первая книга, «Где венку лечь», вышла в 1990 году. Автор романов «Укус ангела», «Бом-бом», «Американская дырка», «Мёртвый язык» и многих других, десятков статей и эссе, новой версии пересказа эпоса «Калевала». Член созданной в конце 1990-х литературной группы «Петербургские фундаменталисты». Живет в Санкт-Петербурге.
   

Крусанов, Павел Васильевич. Мертвый язык : роман / Павел Крусанов. - Санкт-Петербург : Амфора, 2009. - 319, [1] с. - (Читать модно).

Это текст прямого действия, роман-манифест, роман-протест против наводнения подделок (жаль, что в прицел не попала и литературная «Нобелевка»). Роман открыто идеологичен, но персонажи, рассерженные молодые люди, ощущаются совершенно живыми, язык на редкость изящен, фантазия роскошна — чего стоит один только душ Ставрогина, отделяющий фальшивое от подлинного! И все опять-таки про нас, и если уж не про самое главное (такого просто не бывает, главным становится все, что достаточно долго нас изводит), то про очень важное лично для каждого.

 
Владимир Шпаков
 Родился в 1960 г., в 1983 году закончил Ленинградский электротехнический институт, работал в оборонном НИИ, на гражданском и военном флоте. В 1995 году закончил московский Литературный институт им. А. М. Горького (семинар Анатолия Приставкина). Первая публикация – рассказ в журнале «Огонек», 1992 год. После этого рассказы, повести и романы публиковались в журналах «Октябрь», «Дружба народов», «Нева», «Аврора», «Крещатик» и др. Автор двух книг прозы: «Клоун на велосипеде» (1998), «Год петуха» (2006). Кроме того, автором написано и опубликовано более двухсот литературно-критических статей и рецензий. Член Союза писателей Санкт-Петербурга с 1996 года. С 2003 по 2007 год возглавлял отдел прозы в журнале «Нева».
   

Шпаков, Владимир Михайлович. Счастливый Феликс : роман / Владимир Шпаков. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 317, [1] с.

Главный герой стремительно переходит от нумизматики к фарцовке, далее к риелтерскому бизнесу и уже мечтает вознестись на верхушку финансовой пирамиды, но, как и подобает гордецу, оказывается низвергнутым в бездну, попадая в финале в ледяной ад. И в этот, на поверхностный взгляд, почти физиологический очерк с четко обрисованными и вполне земными персонажами естественнейшим образом вплетаются то некий неразменный рубль — своего рода талисман Феликса, то ненецкая то ли ведьма, то ли шаманка Катя, опекающий героя мистический Защитник… «Таинственна ли жизнь еще? Таинственна еще».

   
Фигль-мигль
 Псевдоним петербургского автора, который ранее печатался на страницах журналов "Звезда” и "Нева”. С момента выхода в печать романа "Щастье", вопрос о том, кто скрывается под этим псевдонимом, оставался без ответа. Писатель Фигль-Мигль стал предметом горячих споров литературной общественности еще в 2010 году, когда издательство «Лимбус Пресс» выпустило его роман «Щастье». Автору сразу нашли место на полке лучших писателей российской современности, но кто он? Версии высказывались разные. В настоящее время известно, что Фигль-Мигль - это 43-летняя петербурженка, выпускница филфака СПбГУ Екатерина Чеботарева. Это выяснилось в 2013 г. в зимнем саду петербургской гостиницы "Астория", где состоялось вручение премии "Нацбест". Лауреатом стала Фигль-Мигль с новым романом "Волки и медведи". Победительница вышла на сцену и всех поблагодарила, обронив "Служу Отечеству!", но псевдоним так и не раскрыла.
   

Фигль-Мигль (псевдоним). Щастье : роман / Фигль-Мигль. - Санкт-Петербург ; Москва : Лимбус Пресс : Издательство К. Тублина, 2013. - 316, [2] с.

«Щастье» -- определенно лучшее из того, что на сегодняшний день являлось нам за этой странной подписью». Так аттестует это произведение собрат Фигля-Мигля по литературному цеху Павел Крусанов. И продолжает: «Картина такая: мир после катастрофы – новая версия. Обстоятельства жизни этой обретенной ойкумены, включающей в себя то, что осталось от Петербурга и его окрестностей, загадочны, нелепы и опасны. Читатель попадает как бы в пространство нового мифа, непривычного, замороченного, исполненного событий и поступков, причиной которых по большей части является не психология персонажей, а своеобразный рок – непредсказуемая воля автора. И это справедливо, потому что в мифе нет места психологии. Ход действия достаточно традиционен – персонажи совершают путешествие с целью обретения некоего предмета, способного счастливо переменить их жизнь.»

 
Николай Крыщук

Родился в Ленинграде 27 сентября 1947 года в семье военнослужащего. Послевоенное детство, школа, законченная уже в середине шестидесятых, в связи с чем писатель называет свое поколение «младшими шестидесятниками». В 1971 году закончил вечернее отделение филологического факультета Ленинградского университета. За эти годы работал в различных профессиях – от перевозчика почты и мастера холодильных установок до киномеханика и учителя литературы. Отслужив год в армии, работал литературным лектором Ленконцерта, редактором в издательстве «Детская литература», в журналах «Аврора» и «Нева». В течение нескольких лет вёл авторскую программу на «Радио России». С конца девяностых и до сегодняшнего дня работает в газете «Первое сентября».

 

Крыщук, Николай Прохорович. Ваша жизнь больше не прекрасна : роман / Николай Крыщук. - Москва : Время, 2012. - 575 с. - (Самое время!).

В воскресное утро герой понял, что умер, но за свидетельством о смерти ему приходится отправиться самому. К тому же отец героя в свое время бесследно исчез, и с тех пор его страшит посмертная анонимность. Поэтому в справочке он нуждается кровно. А тут еще по неизвестным ему причинам героя начинают преследовать то ли менты, то ли фээсбэшники, то ли какие-то демонические силы… Название нового романа отсылает нас к электронному извещению о компьютерном вирусе. Но это лишь знак времени. Нам предстоит побывать не только в разных исторических пространствах, но и задуматься о разнице между жизнью и смертью, мнимой смертью и мнимой жизнью, и даже почувствовать, что смерть может быть избавлением от... Не будем продолжать: прекрасно и стремительно выстроенный сюжет — одно из главных достоинств этой блестящей и глубокой книги.

 
Илья Стогов

Родился в Санкт-Петербурге в 1970 г. Окончил Русский христианский гуманитарный институт. С конца в 1980-х начал работать журналистом в музыкальном журнале «Ровесник», позже - в петербургских ежедневных газетах. В 1997-м Стогов стал редактором первого в Петербурге глянцевого журнала «Мир Петербурга». В 1999-м был назван «Лучшим журналистом Петербурга». В 1997—1998 годах вышли первые романы писателя: «Череп императора» и «Камикадзе». Наиболее известен его роман «Мачо не плачут». Будучи опубликован в 2001 г., «Мачо не плачут» стал бестселлером, а сам автор был назван писателем года. Книги Стогова переведены на 15 языков Европы и Азии.

 

Стогов, Илья Юрьевич. Русская книга : тринадцать песен о граде Китеже : роман / Илья Стогоff. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 243, [1] с.

Сам Стогов характеризует свое новое произведение как «роман о том, чем мог бы заняться Индиана Джонс, если бы родился в России. И еще немного о том, было бы ему вообще чем заняться в такой странной стране, как Россия». По мнению критиков, Стогов - один из главных провокаторов современной российской прозы. «Русская книга» Ильи Стогоffa – это альтернативный взгляд на российскую историю. Журналистское расследование древней истории России времен представляет мнения о причинах и следствиях татаро-монгольского ига в несколько ином свете, чем обычно встречается в классических учебниках. В этой книге с нотками сарказма и скептицизма говорится о том, что иго не угнетало, а, напротив, положительно повлияло на формирование русской государственности.

   

Стогов, Илья Юрьевич. Буги-вуги-Book. Авторский путеводитель по Петербургу, которого больше нет / Илья Стогоff. - Москва :Астрель, 2012. - 251, [1] с.

«Каждый раз, когда мне случается приехать в Петербург, я первым делом звоню Илье Стогову. Потому что без него это просто промозглый и гордый чужой город. А c ним Петербург вдруг превращается в какой-то фантастический заповедник былинных героев. Нет больше улиц и набережных со смутно знакомыми названиями – каждый шаг ты ставишь ногу туда, где случилось что-то трагическое или анекдотическое. В общем, нет для меня никакого Петербурга Достоевского, и не надо.Есть Петербург Стогова.». Это сказал Дмитрий Глуховский, автор великолепной фантастической эпопеи «Метро2013».

Из читательского отзыва в интернете: «…невероятно интересная, легкая, увлекательная, и при этом явно пропитанная «духом» Петербурга. Оторваться невозможно. Постоянно кажется, что ты находишься в центре происходящих событий. Узнаешь улочки и улицы, наслаждаешься праздностью проспектов и красотой каналов, набережных и мостов... К тому же, вы узнаете много интересного о XX веке в целом и о Городе на Неве в частности».

   
Сергей Носов

 Родился в 1957 г. в семье инженера. Окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения и Литературный институт им. А.М. Горького. Литературную известность ему принёс роман «Хозяйка истории», ставший финалистом российского Букера в 2001 г. Окончательно закрепился на литературном олимпе романом «Дайте мне обезьяну», ставшим финалистом премии «Национальный бестселлер». Наибольший успех на сцене сопутствовал трагикомедиям «Дон Педро» и «Берендей» (последняя была, в частности, поставлена в БДТ им. Г.А. Товстоногова, 2007). Входит в группу литераторов «Петербургские фундаменталисты», созданную Павлом Крусановым.

 

Носов, Сергей Анатольевич. Франсуаза, или Путь к леднику : роман / Сергей Носов. - Москва :Астрель, 2012. - 380, [1] с.

Роман Сергея Носова «Франсуаза, или Путь к леднику» имеет неоспоримое достоинство: небольшой объем. Каждая книга Сергея Носова - это творческий эксперимент, игра с умным читателем. Герои нового романа - детский поэт, позитивный психиатр, страдающая манией ревности семейная пара и загадочная Франсуаза - отправляются в Индию, на встречу с брахманом Гириш-бабой. А в Петербурге накануне их отъезда происходят весьма странные события... По признанию автора, это "роман о странностях жизни, ее внезапностях и причудливости". Что делает нормальный человек, когда у него появляется болячка, изрядно осложняющая жизнь? Главный герой романа детский писатель со звучной фамилией Адмиралов поступил оригинально – дал своей межпозвоночной грыже … имя. И весьма романтичное, однако. Да, вы все правильно поняли: Франсуаза из названия - это она и есть. Почему Франсуаза? Как пишет критик-эссеист Евгений Мельников, «обладая женским именем, грыжа обладает и соответствующим темпераментом – она ревнива к другим женщинам, не воспринимает длинных предложений, иногда обижается и отказывается разговаривать, так что становится тревожно – что там с ней? Но упаси бог назвать её «застарелой» - сразу прихватит так, что мало не покажется!»

   
Аствацатуров Андрей

Родился 7 июля 1969 года в семье потомственной петербургской интеллигенции, кандидат филологических наук. Дед — известный филолог, академик В. М. Жирмунский. В 2003 году Аствацатурову присвоено ученое звание доцента. С 2009 г. — постоянный участник международных книжных ярмарок и фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Хельсинки, Таллине, Нью-Йорке, Эдинбурге. Лауреат нескольких литературных премий, в 2014 избран в Союз писателей Санкт-Петербурга.

 

 Аствацатуров, Андрей Алексеевич. Люди в голом : роман / Андрей Аствацатуров. - Москва :AdMarginem, 2010. - 302, [1] с.

Дебютный роман Аствацатурова «Люди в голом» (2009) вошёл в шорт-листы премии «Новая словесность», премии «Национальный бестселлер» и лонг-лист премии «Русский Букер». За роман «Люди в голом» автор был удостоен премии «ТОП-50» (2010). Роман стал «книгой месяца» журнала «GQ» и вошел в список 50 лучших книг 2009 года по версии НГ ExLibris. Непреходящее обаяние книги заключается в том, что она взывает к нашему личному опыту: мы готовы читать вариации на все ту же вечную тему снова и снова с радостным чувством узнавания. Именно поэтому роман прочитывается на одном дыхании: все мы родом из детства!

 

 Аствацатуров, Андрей Алексеевич. Скунскамера / Андрей Аствацатуров. - Москва :AdMarginem, 2011. - 302, [1] с.

Книга «Скунскамера» вошла в шорт-лист премии им. Довлатова, в шорт-лист премии «Новая словесность», шорт-лист премии «Топ-50», лонг-лист премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга». Автор ведет читателя в путешествие по Ленинграду-Петербургу, делая короткие остановки в тех местах, где проходили его детство и юность. Воспоминания переплетаются с жизнью за окном, академические знания становятся частью повседневности. Аствацатуров – великолепный рассказчик, «русский Вуди Аллен», чьи короткие скетчи и литературные анекдоты, случаи из жизни и зарисовки с натуры не раз заставят вас рассмеяться.

 Обзор подготовлен библиографом ЦРБ им. Н. В. Гоголя Юлией Анатольевной Васильевой

 

  

   

 

 

Продлить книгу 

 

 

 «Встречи с театром»

 

 

 
СМИ о нас
 
 

 

Советуем прочитать 

 

 

    Конкурсы для читателей 

 

 

Электронные книги

 

   

 

Корпоративная сеть общедоступных библиотек

 

 

  

Электронный формуляр

 

 

 

  

Полнотекстовые информационные ресурсы

 

 

Электронная коллекция по истории ЦБС

"ШАГИ. ЭТАПЫ. ВЕХИ"

 

   

   

Остановим коррупцию 

 

 

 Информация для мигрантов 

 

 

 XV традиционный легкоатлетический пробег 

«Путь Петра Великого» 


Оценка качества работы библиотек

 

                                                                                                                                                                                           Молодежный карьерный форум