Наш адрес:
Среднеохтинский пр., 8
Телефон: 224-33-00
Факс: 224-33-00

Контактные данные
администрации и отделов

 

 

 

 Кинопрочтения современной отечественной прозы. К Году российского кино

 

Удачная экранизация всегда вызывает наплыв читателей, испытавших желание прочитать указанный в титрах первоисточник, почитать критику, обсудить увиденный фильм. Прочитавший книгу непременно захочет увидеть ее в кино. Почему? Да просто потому, что режиссерское прочтение той же самой книги способно увлечь за собой читателя. Ему захочется сравнить, нащупать точки соприкосновения. Потому что, читая книгу и смотря фильм, мы переживаем Встречу. Встречу с автором книги, Встречу с гениальным актерским воплощением персонажа, Встречу с режиссером как Другим Читателем. Кино может глубже ввести в атмосферу книги, в какой-то степени примерить на себя опыт персонажей – именно потому, что создает видимый образ, визуализация окрашивает его эмоционально и делает более выпуклым и ярким. И, неудивительно, посмотрев фильм, многие стараются прочитать книгу, которая послужила источником вдохновения для сценаристов и режиссеров, чтобы составить уже свое собственное представление о ней. Также необходимо отметить, что существует ряд фильмов, имевших успех на экране и вдохновивших своих авторов на создание особого жанра в литературе. Это жанр киноромана. Интерес к книге вызывает интерес к фильму и наоборот. Круг «книга – фильм» замкнулся.

В Год российского кино нам хотелось бы напомнить о наиболее удачных книгах современных отечественных прозаиков, получивших свое отражение на экране в нынешнем веке. Возможно, какая-то из книг была пропущена вами и привлечет ваше внимание. Возможно, захочется посмотреть или увидеть в другом ракурсе тот или иной фильм, прочитав книгу.

  

   
Бояшов, Илья Владимирович. Танкист или "Белый тигр" : роман / Илья Бояшов. - Санкт-Петербург ; Москва : Лимбус Пресс, 2008. - 221, [1] с.

Автор – историк по профессии и ему, безусловно, интересна тема Великой войны. По отзывам критиков, роман выдержан в метафизическом стиле и тяготеет к жанру фэнтези в самом лучшем смысле этого слова.

Из отзыва на fantlab.ru:  Роман читается на одном дыхании. Виной тому стремительный авторский стиль, подобный танковому броску. Во время чтения казалось, что это рассказ, но действие продолжалось и продолжалось, не пробуксовывая ни на минуту. Ужасы и правда войны показаны во всей красе, но без лишнего натурализма.

 

   

Фильм «Белый тигр» снят режиссером Кареном Шахназаровым в 2012 г. В ролях: Алексей Вертков, Виталий Кищенко.

Премия: "Золотой орел" (2013), победитель в номинациях: "Лучший фильм", "Лучшая музыка", "Лучший монтаж", "Лучшая работа звукорежиссера".

Картину снимали на Подмосковном военном полигоне. Специально было сконструировано большое село. Киноплощадку Старая Москва перестроили в разрушенный европейский городок. В 1-м павильоне «Мосфильма» снималась сцена подписания акта победы СССР над Германией. Макет «белого» танка был помещен в 3-м павильоне.

 

 

Санаев, Павел Владимирович. Похороните меня за плинтусом : повесть / Павел Санаев. - Москва : МК-Периодика, 2007. - 181, [1] c.

Посвященная Ролану Быкову (отчиму Павла Санаева) и рассказывающая о непростых отношениях в семье народного артиста Всеволода Санаева книга автобиографична и очень искренна. Она замечательна еще и тем, что у нее есть даже собственный сайт - http://plintusbook.ru/. Уже несколько лет повесть Санаева «Похороните меня за плинтусом» вызывает активный интерес публики. В интернете ведутся обсуждения этой книги, созданы десятки сообществ и фан-клубов. Читатели приводят свои истории из жизни, схожие с ситуациями, описанными в книге «Похороните меня за плинтусом». Общий тираж книги превысил полмиллиона экземпляров, и Павел Санаев входит в первую десятку самых популярных современных писателей России. В 2005 году он получил премию «Триумф». По книге поставлены спектакли в театрах Санкт-Петербурга, Красноярска, Челябинска. Вильнюса, Будапешта. Книга переведена на французский, немецкий, итальянский, польский, болгарский и другие языки.

 У каждого героя есть свой реальный прототип, но фильм, как и книга, не из категории скандальных подробностей из жизни звезд, а отдельное, не привязанное к конкретным личностям, целостное художественное произведение. Упоительно тонкое и лиричное.

 

   

 Фильм снят в 2008 г. по автобиографической повести, которая была написана в 1994 г. Для фильма характерен звездный состав актеров: Алексей Петренко, Светлана Крючкова, Мария Шукшина, Валерий Кухарешин. Большинство зрителей отмечают исполнителя детской роли Александра Дробитько. Фильм получил премию «Ника» по двум номинациям: «Лучшая женская роль» (Светлана Крючкова), «Лучшая женская роль второго плана» (Мария Шукшина). Место съемки -  расселенная коммунальная квартира в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Посмотрев этот фильм, не пожалеешь о потраченном времени. Фильм зовет поностальгировать, посмеяться, погрустить. Всего понемногу и ничего в полной мере. Главное достоинство – текст книги, с которым после просмотра кино непременно появится желание познакомиться. А это уже немало.

 

  

 

Иванов, Алексей Викторович. Географ глобус пропил : роман / Алексей Иванов. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2005. - 508 c.

 Из отзыва на сайте livelib.ru: Совсем ещё молодой, но уже согбенный, двадцативосьмилетний Служкин - это такое дерево, которое изнутри проели жучки нелюбви и всякие прочие короеды неудач, а в голове его дятел-чего-хочу-не-знаю-а-чего-знаю-не-хочу продолбил огромное дупло. И вот получился такой Служкин, даже не так, такой служкин - маленький большой, хороший плохой человек. Не человечек и не человечище, не исполин духа, не герой-любовник, и даже не отчаявшийся брюзга. Нет, просто человек, который исповедует то ли непротивление злу, то ли добру. Он и сам не понимает, наверное. Он задыхается от любви, но любить себе не позволяет. Он разрешает не любить себя, и эта нелюбовь тоже отскакивает от него как от стенки горох. Как с гуся вода со Служкина скатываются ежедневные неудачи и неудачки, серость и вялость его бытия, подставы друзей, издевательства учеников, презрение жены и прочие обломы по всем фронтам.

 

 

Фильм снят в 2013 г. В ролях: великолепный Константин Хабенский, Елена Лядова, Александр Робак, Агриппина Стеклова. В романе главному герою Служкину 28 лет, в фильме герой Хабенского старше. Выбор актёра на главную роль одобрил сам автор романа, отметив, что герой Хабенского похож на изображение героя на обложке первого издания романа. В общей сложности было 34 съёмочных дня, две экспедиции и запланированный пятимесячный перерыв: для съёмок эпизода похода по реке ждали воды, которая бывает только на протяжении двух недель в мае, а в остальное время речка мелкая. Поэтому зимний блок снимался в ноябре 2011 года, а потом ждали до апреля, чтобы снять интерьеры школы, в окна которой «заглядывала» весна. Потом съёмочная группа переехала за 200 километров от Перми снимать поход.

Награды: «Кинотавр» (2013) - победитель в номинациях: «Главный приз», «Лучшая мужская роль» (Константин Хабенский), Приз имени Микаэла Таривердиева за лучшую музыку к фильму, Приз жюри кинопрокатчиков. «Ника» (2014) - победитель в номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль» (Константин Хабенский), «Лучшая женская роль» (Елена Лядова), «Лучший режиссер» (Александр Велединский), «Лучшая музыка». «Золотой орел» (2014) - победитель в номинациях: «Лучший режиссер» (Александр Велединский), «Лучшая мужская роль» (Константин Хабенский), «Лучшая женская роль» (Елена Лядова). 

 

 

Колина, Елена. Сага о бедных Гольдманах : роман / Елена Колина. - Москва : АСТ : АСТМосква : Хранитель, 2008. - 319 с.

Еврейское семейство с долгой семейной историей. Подробности жизни и быта послевоенных лет и до 2000 года. Мебель, посуда, расположение комнат… Две супружеские пары в одной комнате. Соседи по коммуналке… Ни комиссаров, ни убитых фашистами родственников, ни жертв послевоенных репрессий — только общая советская жизнь: война, блокада, эвакуация, жилищный вопрос… В семье помнят родство, но редко смешиваются с другими, а когда смешиваются, выходит очень интересно. Русская женщина, медицинская сестра Маня по фамилии Бедная, становится неформальной главой клана Бедных-Гольдманов. 

 

 

 Очень мало общего с книгой у российского сериала «Бедные родственники», снятого в 2012 году в жанре мелодрамы. Можно отметить только сюжет, выстроенный вокруг темы семейной. История семьи, захватывающая сразу несколько поколений – единственное связующее звено с книгой. Для отечественного кинематографа рейтинг этой картины достаточно высок. Среди снявшихся в фильме актеров можно отметить прославленных звезд - Василия Ланового, Ирину Купченко, молодую актрису Агриппину Стеклову, которую мы могли видеть в фильме «Географ глобус пропил» и о котором мы уже с вами говорили.

 

   

Рубина, Дина. На солнечной стороне улицы : роман / Дина Рубина. - Москва :Эксмо, 2006. - 430 c.

Из читательского отзыва на сайте livelib.ru: "На солнечной стороне улицы" - ослепительная книга! Потрясающая! В ней столько солнца! Оно звенит в самый полдень, от него растрескивается земля. Дети, чтобы не жечь свои пяточки на жаркой дороге, бегут по пыльной обочине, проваливая ножки в пыль и взбивая легкие, как пудра, облачка. Ах, как пахнет Восток!!! Треснутыми от жары сочными дынями, арбузами и виноградом, тутовником, дымком тандыров. Все это доносится из тех, послевоенных лет, из города Ташкента, стоит открыть книгу Дины Рубиной. А еще там пахнет красками. И предчувствием любви. А главный стержень - впечатления, как сокровища: Краски, солнце, цвет, запах, голоса, всё это сочными брызгами, яркими мазками выплескивалось потом на холсты. Необыкновенной красоты женщина-птица! Мне очень хочется увидеть эту картину. Не верю, что ее нет. Что ее выдумала Дина Рубина. 

 

  

 

 Одноименный сериал начинается с истории Кати, девочки, умирающей от голода во время блокады Ленинграда. Катя спасается, благодаря эвакуации в сравнительно безопасный Ташкент, который стал вторым домом для тысяч советских граждан. Молодой девушкой Катя попадает в ташкентскую криминальную среду, превращается в талантливую аферистку и «работает» на Ташкентских рынках. Позже у нее рождается дочь Вера. Маленькая Вера не подозревает о материнском бизнесе… Девочка уцелеет в разрушительном ташкентском землетрясении 1966 года и станет всемирно известной художницей.В ролях: всегда превосходный Сергей Маковецкий, Александр Домогаров, Анна Снаткина, Юлия Маврина.

 

 

Осокин, Денис Сергеевич. Овсянки : двадцать семь книг : [рассказы, повесть] / Денис Осокин. - Москва :КоЛибри ; Санкт-Петербург : Азбука-Аттикус, 2011. - 620, [1] с. - (Уроки русского / сост. сер. О. Зоберн).

«Овсянки» - самое знаменитое из произведений автора. Очень своеобразное продолжение литературной линии Владимира Сорокина и Жоржа Сарамаго, от него веет определением «Любовь как акт лишена глагола», данного Иосифом Бродским. Мирон Алексеевич — директор бумажно-целлюлозного комбината — едет хоронить жену Таню в те места, где они когда-то проводили медовый месяц. Едет не один, а с фотографом по имени Аист, которому по дороге рассказывает трогательные подробности своей жизни с Таней. В повествование вплетаются воспоминания героев, а также погребальные обряды и верования народа мери — малочисленного финского племени, когда-то жившего в Северном Поволжье и растворившегося среди русских.Из читательских отзывов на сайте livelib.ru: Невероятно, но Осокин, рассказывая о своем, умудряется докопаться до давних воспоминаний читателя. Не связанные с происходящим в книге, они тем не менее умудряются найти сродство с рассказываемыми событиями и радостно либо тоскливо врываются в сознание. Как это удалось автору? Вопрос. Но факт есть факт.

 

   

 В ролях: блистательный Виктор Сухоруков, Юрий Цурило, Игорь Сергеев. Режиссер Алексей Федорченко. Награды. «Золотой орел» (2011) – за «Лучшую мужскую роль второго плана» (Виктор Сухоруков). «Ника» (2011) – «Лучший сценарий», «Лучшая музыка». Венецианский кинофестиваль (2010) – «За лучшую работу оператора», Приз экуменического (христианского) жюри, Приз ФИПРЕССИ (конкурсная программа).

 

     Веллер, Михаил Иосифович. Баллада о бомбере : повести, пьесы, роман / М. Веллер. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 444, [2] с.

Михаил Веллер – один из наиболее популярных современных авторов, лауреат престижнейших литературных премий. «Баллада» написана простым языком, ее будет интересно прочесть не только тем, кто любит книги о войне, но и тем, кто хочет читать лучшую современную отечественную прозу. Вообще, книги Веллера трудно перехвалить. Это прекрасная история о настоящем Герое, который, кстати, этого самого Героя СССР не получил. 

 

   

 «Баллада о бомбере» – один из лучших российский минисериалов. Снят в 2011 г., автор участвовал в написании сценария. В ролях: Нина Усатова, Виктория Толстоганова, Егор Баринов, Александр Давыдов, Никита Ефремов.Действия в сериале разворачиваются во время Великой Отечественной войны на оккупированной немцами территории. Один из главных героев- летчик Гривцов. Во время очередного выполнения задания его самолет сбивают и он, вместе с летевшими с ним в этом самолете радисткой Катей и штурманом Линько, чудом спасаются. Война проявляет сущность человека, его способность на поступок.Кто-то становится героем непринужденно, потому что просто ведет себя соответственно происходящему вокруг. Не боясь за свою жизнь, не скрываясь, одни продолжают быть полезными родине, даже просто пытаясь выжить. Фильм снят с романтическими нотками... Очень трогательно видеть на экране любовь во время войны и те немногие мгновения, когда двое могут быть счастливы, а потом каждый должен исполнять свое предназначение на фронте, в тылу и даже в плену.

 

 

Соболев, Дмитрий Викторович. Остров / Дмитрий Соболев. - Санкт-Петербург : Амфора, 2007. - 347, [2] с. - (Смотрим фильм - читаем книгу).

 Как пишет автор в предисловии, он хотел написать притчу. Книга рассказывает о том, как перевернулась жизнь Анатолия Савостьянова. Во время войны, будучи семнадцатилетним красноармейцем, он застрелил по приказу гитлеровцев своего старшего товарища Тихона Яковлева, ине может простить себе это убийство. При создании сценария использованы материалы о жизни преподобных старцев в России, благодаря чему и  достигается тончайший баланс на грани мистики и реальности.

 

   

Каждая работа Павла Лунгина – подлинный шедевр отечественного кино. Звездный актерский состав – это и Петр Мамонов, и Виктор Сухоруков, и Нина Усатова, и Дмитрий Дюжев. Особенно хочется отметить тончайшую актерскую работу Виктории Исаковой. У фильма – целая масса наград.«Золотой орел» (2007) по шести номинациям! «Ника» (2007) – также по 6 номинациям! «Жорж» (2007) – победитель в номинации «Лучший отечественный фильм». 

 

     Сегень, Александр Юрьевич. Поп : роман, очерки / А. Ю. Сегень ; [фот. И. Середа]. - Москва : Вече, 2009. - 332, [2] с., [4] л. цв. ил. - (Кинороман).

Из отзывов на сайте livelib.ru: В этих положительных героев я верю-верю-верю, невзирая даже на Станиславского. Помните, он учил искать в хорошем плохое, а в плохом хорошее для пущей достоверности? Погружаясь в роман, вдруг утратила всю снисходительность гостьи из будущего и болела вместе с героями: сдали Москву или нет? Что там подо Ржевом? Когда уж эта война проклятая кончится? «Поп» — книга о добре и зле, людях и нелюдях, о справедливости и жестокости. А еще — о любви, человеколюбии и милосердии.

 

   

 Фильм «Поп» снят в 2009 году. И снова мы встречаем неоднократно упомянутого в нашем обзоре ярчайшего актера современности Сергея Маковецкого. Здесь он снялся в главной роли в своем блистательном дуэте с Ниной Усатовой. Ее роль отмечена премией «Золотой орел» (2010) в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Также заслуживает внимания и молодой дуэт фильма – актеров Кирилла Плетнева и Лизы Арзамасовой. Режиссерская работа Владимира Хотиненко кинокритиками всегда оценивалась высоко (стоит только вспомнить его «Мусульманина»). Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря. И пусть историки говорят, что деятельность Псковской миссии была не столь лучезарна, как показано в фильме, любопытно увидеть церковных деятелей в гуще военной жизни, тем более что они реально существовали и даже у фашистского полковника Фрайгаузена был исторический прототип.

 

     Покровский, Александр Михайлович. 72 метра : книга прозы / Александр Покровский. - Санкт-Петербург :Инапресс, 2004. - 392, [2] c.

Название «72 метра» дано по одноименной истории, повествующей об экстремальном существовании горстки моряков, не теряющих отчаяния, в затопленной субмарине, в полной тьме, у «бездны на краю». Широчайший спектр человеческих отношений — от комического абсурда до рокового предстояния гибели, определяет строй и поэтику уникального языка А. Покровского. Ерничество, изысканный юмор, острая сатира, комедия положений, соленое слово моряка передаются автором с точностью и ответственностью картографа, предъявившего новый ландшафт нашей многострадальной отчизны.

 

   

 Фильм снял Владимир Хотиненко, о нем мы уже говорили чуть выше. Актерский состав тоже на высоте – Марат Башаров, Андрей Краско, Сергей Гармаш, Владислав Галкин, Чулпан Хаматова. И снова мы встречаем Сергея Маковецкого – похоже, редкий фильм без него обходится!  Награды фильма – «Золотой орел» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая музыка» (Эннио Морриконе! Это имя говорит само за себя!).

 

     Быков, Дмитрий Львович. Живой : кинороман / Д. Л. Быков, И. Порублев, М. Чертанов. - Санкт-Петербург : Амфора, 2006. - 285 c. - (Смотрим фильм-читаем книгу).

Кинороман конечно вторичен по отношению к фильму, но несомненно производит сильное впечатление именно кинематографичной закрученностью сюжета. Снова военная тема. Только война уже другая - Чеченская. Позади смерть, впереди тюрьма, рядом  - два странных спутника, ближе которых у него никого нет, — так мальчишка-солдат отправляется в последнее в своей жизни путешествие. Но где бы он ни был, в родном  городке или в Москве, его обступают призраки убитых людей. Мир живых не принимает его, толкая обратно — туда, где навсегда остались его друзья и его душа. И только на пороге гибели он понимает, что смерти нет, потому что есть вещи, которые важнее смерти.

 

     Фильм снят в 2006 г. В ролях: Ольга Арнтгольц, Владимир Епифанцев, Алексей Горбунов, Алексей и Андрей Чадовы. У фильма много наград: «Кинотавр» (2006 г.), «Приз имени Григория Горина за лучший сценарий»; «Ника» (2007 г.) – также за лучший сценарий; «Золотой орел» (2007 г.) – в номинации «Лучшая работа звукорежиссера»; «MTV – Россия» (2007 г.) – в номинациях «Лучшая экранная команда», «Лучшая мужская роль» (Андрей Чадов).

Фильм, безусловно, стоит потраченного на него времени. В музыкальном оформлении использованы композиции популярнейшей рок-группы «Сплин», которые помогают проникнуться его смыслами и настроением. Тем более, что в одном из эпизодов герои приходят на концерт группы, где самые настоящие, некиношные музыканты исполняют свою песню.

 

     Володарский, Эдуард Яковлевич. Страсти по Чапаю : роман / Эдуард Володарский. - Санкт-Петербург : Амфора, 2007. - 495 c. - (Смотрим фильм-читаем книгу).

Василий Иванович Чапаев относится к числу тех исторических деятелей, интерес к которым не угасает с течением времени. В мастерски написанном романе Эдуарда Володарского легендарный начдив Красной Армии, ставший подлинно народным любимцем, предстает куда более сложной и интересной фигурой по сравнению с образом, вошедшим в пантеон героев официальной советской мифологии. Историко-приключенческий роман порой вызывает и желание перечитать классическую версию Дмитрия Фурманова. В книге он является непосредственно одним из действующих лиц. 

 

     Сериал вышел на экраны в 2012 г. В фильме снимались Сергей Стрельников, Дмитрий Щербина, Ольга Павловец, Юрий Батурин, Максим Дрозд. Вы узнаете о малоизвестных деталях биографии легендарного комдива Василия Чапаева — первая любовь в 18 лет и побег из родного села, женитьба и семейная жизнь, Первая мировая война, страстные романы с другими женщинами (дочерью белогвардейского офицера и женой красного комиссара), смертельная вражда, сломанные судьбы и неотвратимая гибель на реке Урал. Почему-то у всех была необоснованная надежда на хэппи-энд, но сценарист не погрешил против истории. Очень важно отметить: в центре картины находится фигура народного Героя, русского мужчины Василия Ивановича Чапаева. И фигура эта на протяжении всего фильма остается исключительно положительной, хотя и исключительно человеческой, даже лучше сказатьчеловечной. С самого начала картины Василий предстает как человек, стремящийся помогать ближним, добрый, и при этом смелый, отзывчивый, искренний.
 

 Обзор подготовлен библиографом ЦРБ им. Н. В. Гоголя Юлией Анатольевной Васильевой

 

  

   

 

 

Продлить книгу 

 

 

 «Встречи с театром»

 

 

 
СМИ о нас
 
 

 

Советуем прочитать 

 

 

    Конкурсы для читателей 

 

 

Электронные книги

 

   

 

Корпоративная сеть общедоступных библиотек

 

 

  

Электронный формуляр

 

 

 

  

Полнотекстовые информационные ресурсы

 

 

Электронная коллекция по истории ЦБС

"ШАГИ. ЭТАПЫ. ВЕХИ"

 

   

   

Остановим коррупцию 

 

 

 Информация для мигрантов 

 

 

 XV традиционный легкоатлетический пробег 

«Путь Петра Великого» 


Оценка качества работы библиотек

 

                                                                                                                                                                                           Молодежный карьерный форум