Наш адрес:
Среднеохтинский пр., 8
Телефон: 224-33-00
Факс: 224-33-00

Контактные данные
администрации и отделов

 

«Начало женского образования в России» : обзор книг к 250-летию открытия Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге (1764 г.)

 

«Здесь девы Росския, как Нимфы, обитают, 
И Венценосицу Богиней почитают, 
Которая сих дев печется обучить, 
И смертных сих девиц от смертных отличить...»

(А. Сумароков)

 


 

   

Жерихина Елена Игоревна (российский историк-краевед ; род. в 1950 г.). Смольный : история зданий и учреждений / Е. И. Жерихина. - Санкт-Петербург : Лики России, 2002. - 223 c.

   Ансамбль Смольного создан два с половиной века назад для воспитания души и для отдыха от мирских забот. Это благословенное место отдали сначала девочкам, нуждавшимся в воспитании, а затем и сиротам, больным, старым, нищим и убогим. Смольный, став центром благотворительности столицы полтора века наполнял радостью милосердием, христианская любовью жизнь этих людей, пока не был захвачен большевиками и не стал штабом революции, уничтожившим и меценатов и саму благотворительность.

   Книга Е. И. Жерихиной с небывалой полнотой рассказывает об этом прославленном комплексе, о людях, своим трудом прославившим его. В ней нашлось место не только архитектуре, но и истории благотворительных, учебных, медицинских заведений, помещавшихся в Смольном.

     Архитектурный ансамбль Смольного, начал создаваться в 18 веке на излучине левого берега Невы, на месте Смоляного двора, отсюда и пошло его название. В многочисленных постройках Смольного находилось множество учреждений.

  Комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря построен в середине 18 века по указу императрицы Елизаветы  архитектором Ф. Растрелли. Под конец жизни императрица собиралась уединиться от мирской и дворцовой суеты в этой обители. Наверно поэтому монастырь больше напоминает дворец, а «кельи» производят впечатление парадных интерьеров. Первоначально Смольный институт благородных девиц размещался непосредственно в монастыре, однако в 1797 г. монастырь упразднили, а вскоре возник вопрос и о строительстве специального учебного здания. Новое здание для института было выстроено в начале 19 века Дж. Кваренги. Менялись эпохи, система образования, но «Воспитательное общество благородных девиц» всегда было примером, по которому создавались все женские закрытые учебные заведения России. Здесь же в Смольном возникла система учебно–благотворительного комплекса, включавшая: Женский приют «Вдовий дом» - женская богадельня для престарелых вдов офицеров и чиновников, а также педагогов и выпускниц женских учебных заведений; Мещанское училище при Воспитательном Обществе благородных девиц (для девушек недворянского происхождения); Больница Святой Ольги для лиц, «страждущих хроническими неизлечимыми болезнями» - отсюда пришли в русскую медицину первые сестры милосердия.  Истории комплекса Смольного и посвящена эта книга, в которой широко использованы архивные материалы, есть множество старинных и современных фотографий. 

 

   

Ахметшин, Ш. К.  Смолянки / Ш. К. Ахметшин. - Санкт-Петербург : Славия, 2011. - 537 с. : ил., цв. ил., портр., факс. - Библиогр.: с. 534-536.

   Истории создания Смольного института и его жизни на протяжении более 150 лет существования посвящена эта книга. Смольный институт, основанный Екатериной Великой с целью воспитания в России «нового человека», гражданина и слуги Отечества, был в глазах всего русского общества тем местом, где наиболее ярко и полно проявлялась забота государей о своих подданных. На ее страницах вы найдете интереснейшие сведения об организации учебного процесса и о его реформах, о хозяйственной жизни Смольного, о тех новшествах, которые позволили педагогическому и воспитательному коллективу всегда сохранять в среде воспитанниц не только стремление к получению образования, но и удивительное чувство любви и преданности к своей «Альма-матер». Живые и непосредственные воспоминания смолянок, подкрепленные архивными фотографиями, придают книге значение документа, передающего дух эпохи.

 

 

Данилова Альбина. Благородные девицы. Воспитанницы Смольного института : биогр. хроники / Альбина Данилова. - Москва : ЭКСМО, 2008. - 463 c. : ил. - (Женские силуэты из прошлого).

   Книга о воспитанницах знаменитого Смольного института написана на основании многочисленных исторических материалов и воспоминаний воспитанниц – «благородных девиц», так называли учениц - первого в истории России женского учебного заведения.

   А все начиналось с Ивана Ивановича Бецкого - личного секретаря императрицы Екатерины II, который по ее указу в 1764 году в Санкт-Петербурге создает новое учебное заведение, подобного которому еще не было - «Воспитательное общество благородных девиц». Позже оно стало называться «Смольный институт благородных девиц». По замыслу родоначальницы института, Екатерины II, девушки, обучившиеся в данном заведении, должны были смягчать, облагораживать нравы тогдашнего общества, вносить в отношения между людьми основы человеколюбия и гуманизма.

   Писательница не только рассказывает о жизни в Смольном, но и позволяет полностью погрузиться в описываемую эпоху, прочувствовать персонажей, политическую обстановку в России.  Мы узнаем и об уникальной системе воспитания в заведении, и о том, как проходил день смолянок, об их занятиях и досуге, о нравах и увлечениях, о своеобразном языке воспитанниц. Перед нами пройдет целая галерея смолянок - известных и забытых ныне - среди которых знаменитая «Суворочка», дочь великого полководца А. В. Суворова, «муза» композитора М. Глинки - Екатерина Керн, последняя и мучительная любовь поэта Ф. Тютчева – Елена Денисьева, и многие другие. Какие отношения на самом деле связывали Павла I и Екатерину Нелидову? Как родился цикл из семи портретов воспитанниц Смольного института первых выпусков, выполненных художником Дмитрием Левицким по заказу императрицы Екатерины II? Какова была судьба последних воспитанниц института нового, 20 века? На все эти вопросы ответит Альбина Данилова в своей книге.

    И последнее, что мы узнаем из данного повествования, как Смольный из колыбели благородных девиц превратился в штаб революции и лишил благородных девиц их «Альма-матер». 

 

 

Аляева Наталья. Дорогие мои смолянки. - Санкт-Петербург : Гамма, 2014

   5 мая 2014 года исполнилось 250 лет со дня основания самого привилегированного государственного учебного заведения для девочек дворянского сословия в России – Императорского воспитательного общества благородных девиц – более известного как Смольный институт. Наталья Викторовна Аляева - научный сотрудник Государственного историко-мемориального музея «Смольный» - посвятила изучению судеб его воспитанниц многие годы. Смолянки на протяжении полутора веков служили Просвещению России. Они олицетворяли собой идеал русской женщины-дворянки. Они свято верили в Бога, Царя и Отечество, нравственное достоинство определяло их внутренний мир, а неунывающий характер – плод неусыпных трудов институтских воспитателей – помогал им переносить жизненные невзгоды с неистощимым терпением. Примером того, как воспитывалась подобная несгибаемость перед роковыми испытаниями, служит такой факт: если у воспитанницы института на фронте погибал отец или брат, то скорбную весть ей сообщала лично начальница учебного заведения. При этом на проявление горя воспитанницы и слезы отводилось не более 15 минут! Если за это время девочка не умела овладеть собой, ей запрещалось возвращаться к подругам, и она отправлялась успокаиваться в лазарет. Главное же предназначение воспитанниц было, по мысли основоположницы Императорского воспитательного общества Государыни Екатерины II – «стать отрадою семейств своих и смягчать жестокие и неистовые нравы». «Устав воспитания благородных девиц», согласно которому протекала жизнь Смольного института, был призван взрастить в питомицах высшую нравственность, основанную на Евангельском учении.

   Книга «Дорогие мои смолянки» состоит из 13 глав, представляющих собой эссе о развитии «Императорского воспитательного общества благородных девиц» на протяжении 153 лет своего существования и о самых известных смолянках.

    Возглавляет вереницу блестящих воспитанниц выпускница первого набора Екатерина Нелидова – верный и бескорыстный друг Императора Павла I. Также вы узнаете о судьбе других знаменитых смолянок. Это Наталья Суворова  - дочь фельдмаршала А. В.Суворова, Ольга Полтавцева - мать генерала М. Д.Скобелева, Мария Шипова-Леонтьева - начальница Смольного института, именем которой была названа улица перед его зданием; Екатерина Керн - муза композитора М.И.Глинки, Ксения Эрдели - основательница отечественной школы игры на арфе, Елизавета Рубановская - гражданская жена писателя А. Н. Радищева, и многие другие, менее известные, но именно ими, по мнению поэта 18 века А. П. Сумарокова «…будет краситься вся русская страна».
  Писательница показывает яркий характер русских женщин-смолянок и в эмиграции - попавшие после октябрьского переворота в тяжелое положение за рубежом воспитанницы Смольного всегда отличались великолепным умением держать себя, доброжелательностью ко всем, умением трудиться (были мастерицами на все руки), и полным отсутствием уныния, встречая все невзгоды с упованием на Господа Бога.

 

 

Водовозова Е. Н. (русская детская писательница, педагог; 1844-1923) На заре жизни. Т.1-2 – Москва: Художественная литература, 1964.

    Елизавета Николаевна Водовозова родиласьсь в 1844 году. В середине 50-х годов ее отвезли учиться в Петербург, в Смольный институт, который, она окончила в начале 1862 года. В 1863 году Водовозова напечатала свою первую статью и с тех пор никогда не прекращала литературной деятельности. Книга «На заре жизни» разделена на два тома. В первой части произведения Елизавета Николаевна рассказывает о годах своего детства в  провинциальном городке России. В десять лет девочку отправляют в Смольный институт Благородных девиц в Санкт-Петербурге. Этому посвящен второй том произведения

   Смольный в те годы, с точки зрения писательницы, представлял собой тюрьму-монастырь. Вечные голод (в один прекрасный момент более половины девочек оказались в лазарете с диагнозом «истощение») и холод, всюду преследовавший воспитанниц, полное бездушие со стороны классных дам и руководства института - все это реалии жизни, которые ярко описывает автор книги. Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом —8 уроков. Время для игр жестко ограничивалось. Жили девочки в дортуарах с приставленной к ним дамой. Кроме того была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках. Грубость и брань классных дам за любую провинность воспитанниц была нормой, под стать всему солдатскому строю институтской жизни. Девушки на всем протяжении своего пребывания в институте не могли видеть никаких людей, не связанных со Смольным, не считая родственников. Даже Летний сад полностью очищался от посетителей во время прогулок институток, прогулки эти, к слову, случались раз в год. Их воспитание предназначалось для того, чтобы быть женой верной, покорной и уступчивой. Отсюда и методика воспитания благородных девиц: смирение, молитвы, лишения.

   Единственным светлым лучом в царстве институтского мрака и невежества явился, по словам Елизаветы Николаевны, великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Страницы воспоминаний, относящиеся к периоду его деятельности в Смольном, дышат глубоким уважением к личности великого педагога: «При мне в качестве инспектора появился Ушинский, этот величайший русский педагог вместе с введенными им новыми учителями начал подрывать гнилые устои института и водворять в нем новые порядки, всколыхнувшие весь строй стоячего институтского болота». Водовозова рисует в своих мемуарах процесс ломки всей системы обучения Смольного. Это происходило как под влиянием реформ Ушинского, честного, принципиального, не скрывающего своих убеждений человека, так и вследствие изменения мировоззрения и устремлений самих институток.

   Но годы обучения позади. Институт Елизавета покидает сразу же после выпускных экзаменов, не дожидаясь официального выпуска, «чтобы вступить на новую, совсем неизвестную мне дорогу жизни…», и как мы, читатели, понимаем, забыть как кошмарный сон - время, проведенное в Смольном институте благородных девиц. 

 

 
Институтки. Воспоминания воспитанниц институтов благородных девиц : антология. / сост. В. М. Бокова, Л. Г. Сахарова, под ред. А. И. Рейтблата. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 576 с.

 Книга мемуаров бывших воспитанниц институтов благородных девиц погружает нас в мир женского образования в царской России, день за днем описывается ушедшая от нас жизнь периода 18-20 веков, от самого образования институтов  до их заката. Множество живописных подробностей, после прочтения которых можно составить полное представление об этих учебных заведениях - их устройство, образ жизни, быт и нравы.

В этой книге собраны впечатления пяти девушек об их пребывании в четырех таких заведениях: Императорском Воспитательном обществе благородных девиц - Смольном институте, Екатерининском институте - Петербургском училище ордена св. Екатерины, Московском училище ордена св. Екатерины, Екатерининском институте в городе Харькове.

 Глафира Ржевская «Памятные записки». Глафира Ивановна Ржевская, урожденная Алымова, была воспитанницей первого выпуска Смольного института. Ее «Записки» в первый раз были опубликованные только спустя 100 лет после ее смерти. В них рассказ о детстве и юности в Смольном монастыре, о взаимоотношениях с И. И. Бецким, ее приемным отцом, о жизни при дворе Екатерины II в должности фрейлины. Это была талантливая женщина, тонкая интриганка и прекрасная арфистка.

 Анна Стерлигова «Воспоминания». Одной из воспитанниц Петербургского Екатерининского Института благородных девиц была Анна Владимировна Стерлигова. Ее мемуары охватывают период 1850—1856 гг. Перед нами образ настоящей петербурженки, благородной девицы, верной Богу, Царю и Отечеству. Самое главное, по мнению Анны Владимировны, что дал ей институт помимо базовых знаний и навыков светской жизни - это чувство защищенности, комфорта, семейственности в условиях отсутствия рядом настоящей семьи, и чувство близости к царствующим особам.

 Анна Энгельгардт «Очерки институтской жизни былого времени». Анна Макарова-Энгельгард - выпускница Екатерининского института в Москве. В своих очерках она подробно, вдумчиво, обстоятельно рассказывает о своём обучении, не скрывая его отрицательных сторон, но со всем уважением и тактом, находя объяснение всему отрицательному, что происходило в стенах ее института, спокойно и разумно переосмысливая прожитое в детстве и юношестве.

 Елизавета Водовозова «На заре жизни». Это произведение -  воспоминания литератора о самой интересной эпохе Смольного института с точки зрения истории педагогики. Она застала К. Д. Ушинского и своими глазами видела, какие реформы произошли с его приходом в заведение.

 Татьяна Морозова «В институте благородных девиц». Последние мемуары про Екатерининский институт в городе Харькове затрагивают период революции. Они рассказывают о разрушении института и всего уклада жизни царской России на примере самого автора и его окружения. Татьяне Морозовой доучиться в институте не удалось, а пришлось заканчивать «трудовую школу» и потом скрывать свое институтское прошлое.
   В заключение хотелось бы сказать, что эта книга,безусловно, интересна как с исторической точки зрения, так и с познавательной, а самое ценное в ней – это живые голоса живых людей, а не придуманных литературных персонажей.

Обзор подготовлен библиографом Пороховской библиотеки Натальей Евгеньевной Гуниной.

 

  

   

 

 

Продлить книгу 

 

 

 «Встречи с театром»

 

 

 
СМИ о нас
 
 

 

Советуем прочитать 

 

 

    Конкурсы для читателей 

 

 

Электронные книги

 

   

 

Корпоративная сеть общедоступных библиотек

 

 

  

Электронный формуляр

 

 

 

  

Полнотекстовые информационные ресурсы

 

 

Электронная коллекция по истории ЦБС

"ШАГИ. ЭТАПЫ. ВЕХИ"

 

   

   

Остановим коррупцию 

 

 

 Информация для мигрантов 

 

 

 XV традиционный легкоатлетический пробег 

«Путь Петра Великого» 


Оценка качества работы библиотек

 

                                                                                                                                                                                           Молодежный карьерный форум