Наш адрес:
Среднеохтинский пр., 8
Телефон: 224-33-00
Факс: 224-33-00

Контактные данные
администрации и отделов

 

 

   

Девиз премии «Национальный бестселлер»“Проснуться знаменитым”. Цель премии – «вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами прозаических произведений».Существует с 2001 года. Правом выдвижения обладают: номинаторы (список номинаторов ежегодно формирует  оргкомитет премии). Денежный эквивалент - 10 тысяч долларов США. Единственная премия, которая присуждается в Санкт-Петербурге.

 

   

2010 год. Эдуард Кочергин «Крещенные крестами»

Эдуард Кочергин - русский театральный художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978), народный художник РСФСР (1988), лауреат Государственных премий СССР (1978, 1984). Родился 22 сентября 1937 в Ленинграде. В 1952–1954 учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. В 1955 окончил вечернюю художественную школу имени В.А.Серова. В 1956–1960 учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и на театрально-постановочном факультете. По окончании института работал в Малом государственном академическом театре оперы и балета. В 1961 поступил в творческую группу Художественного фонда, на договорных началах оформлял спектакли и эстрадные программы в различных домах культуры Ленинграда – работников просвещения, имени С.М.Кирова, «Красного Выборжца», имени Ленсовета и других. Одной из первых самостоятельных работ Кочергина было оформление спектакля «Океан» А.Штейна в Драматическом театре Прикарпатского военного округа.Главные усилия художника, ценящего метафорическую декорацию, направлены на то, чтобы раскрыть эмоциональную доминанту спектакля. Мышление Кочергина отличают широта ассоциаций, масштабность видения, граничащая с аскетизмом скупость в выборе выразительных средств. 

 
 

Кочергин, Эдуард Степанович (российский театральный художник ; 1937- ).Крещенные крестами : записки на коленках - Санкт-Петербург : Вита Нова, 2009. - 269, [1] с. : ил. -

Книга основана на детских воспоминаниях о тяжелых послевоенных временах, когда автор бежал из омского приемника для детей "врагов народа" на родину в Ленинград, - о побеге, длившемся более шести лет, со всеми перипетиями и скитаниями по необъятным отечественным просторам. Автор рассказывает о своем детстве, о том, как он жил после ареста матери, о том, как и какой путь проделал из Омска в родной Петербург. Самая яркая глава книги - спасение из блокадного Ленинграда.

 

 

2011 годДмитрий Быков «Остромов, или Ученик чародея»

Дмитрий Быков родился в год пятидесятилетия Великого октября и в день создания Всероссийской Чрезвычайной комиссии. 19 декабря родился Брежнев, а 21 — Сталин. Так что характер и интересы у него соответствующие. Больше всего он интересуется альтернативной историей вообще и советской в частности. Дмитрий Быков окончил школу с золотой медалью в 1984 году и факультет журналистики МГУ с красным дипломом в 1991 году. С 1987 по 1989 год служил в армии. Преподавал в средней школе русский язык и литературу. С 1985 года работает в «Собеседнике», с 1993 печатается в «Огоньке» (обозреватель — с 1997 года).Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей. Активно работает и на ТВ. Ведет блог, совместно с Михаилом Ефремовым регулярно издает литературные видео-выпуски в рамках серии «Гражданин поэт».

 

 

Быков, Дмитрий Львович (российский писатель ; 1967- ). Остромов, или Ученик чародея : пособие по левитации / ред. А. Л. Костанян - Москва :ПРОЗАиК, 2010. - 765, [2] с.

Основу сюжета романа составило полузабытое в наше время «Дело ленинградских масонов» (1925–1926 гг.). Однако оно, как часто происходит в книгах Быкова, стало только фоном для многопланового рассказа о людских судьбах в непростую переломную эпоху, о молниеносно меняющихся понятиях зла и добра, о стойкости, которая кажется бравадой, о конформизме, вдруг приобретающем статус добродетели. А далее – размышления, не предстоит ли нам пережить нечто подобное. Дмитрий Львович Быков за последние десять лет написал два романа о русском двадцатом веке – «Оправдание» и «Орфография», - и замечательны оба, но третий, под названием «Остромов, или Ученик чародея», оказался интереснее всех. История плута, фантастика, сатира, воспитание героя, христианская аллегория, бытовая драма, приключения советских мистиков, публицистический трактат, любовная сказка и филологическая игра – все это там есть, есть и много другого, не сводимого к жанру.

О романе подробнее: Ольшанский Д.  Воспарение бывшего человека: Роман «Остромов» и его время // Эксперт Online. –http://expert.ru/2010/09/20/vosparenie/

 

   

2011 год. Захар Прилепин «Грех» – лауреат «Супер Нацбеста». Эта премия вручалась в связи с десятилетием литературной премии "Национальный бестселлер".

Захар Прилепин родился 7 июля 1975 году в деревне Ильинка Рязанской области, в семье учителя и медсестры. Работать начал с 16 лет - трудился грузчиком в хлебном магазине. Окончил филологический факультет Нижегородского университета и Школу публичной политики. Служил в ОМОНе, в качестве командира отделения участвовал в боевых действиях в Чечне (1996, 1999 гг.). Публиковаться начал как поэт в 2003 году. Член Нижегородского отделения национал-большевистской партии, участвовал в нескольких десятках политических акций леворадикальной оппозиции. В настоящее время - главный редактор регионального аналитического портала "Агентство политических новостей - Нижний Новгород".

 

 

Прилепин, Захар (российский писатель ; 1975- ). Грех : роман в рассказах / ред. Е. Шубиной - Москва : Вагриус, 2009. - 256 с.

Сам писатель всегда называл своей главной книгой именно "Грех".Можно сказать, что Захар Прилепин явился в литературу для того, чтобы сообщить о своем экстремальном жизненном опыте: война в Чечне отразилась в «Патологиях», деятельность НБП - в «Саньке». Третья книга – «Грех» - роман в рассказах и стихах, и главный герой в ней опять – он. Он - подросток, изнемогающий от любви в последнее лето детства («Грех»), он же - вышибала в клубе («Шесть сигарет и так далее»), он же - могильщик на кладбище («Колеса»), он же - усталый Сержант, спасающий своих солдат в Чечне («Сержант»), он же отец двух сыновей («Ничего не будет»). Сюжета почти нет, но написано так, что берет за душу… Как сказала Александра Куликова: она никак не могла поверить, что человек с таким жестким лицом мог написать такую нежную прозу. Вот и Дмитрий Быков, который написал предисловие, пишет, что «в этой книге есть бесценные витамины, которых так мало в текущей литературе: храбрость, радость, жизнестойкость, нежность. Книга вызывает желание жить – не прозябать, а жить на полную катушку». 

 

   
2012 год. Александр Терехов «Немцы»

Александр Михайлович Терехов (родился 1.06.1966, Новомосковск, Тульская обл.). После школы работал корреспондентом районной газеты в Белгородской области. Служил в армии. Закончил факультет журналистики МГУ. Литературным дебютом А. Терехова стал рассказ "Дурачок", напечатанный в еженедельнике "Неделя" в январе 1988 года. Первой журналистской работой в центральной прессе - очерк "Страх перед морозами" (журнал "Огонек", N 19, 1988 год). Работал обозревателем журнала "Огонек", газеты "Совершенно секретно", зам. гл. редактора журнала «Люди». Автор романа «Крысобой», повести «Мемуары срочной службы», сборника «Окраина пустыни», повести «Бабаев», романа «Каменный мост», за который он был номинирован второй премией «Большой книги» за 2009 год. 

 

   

Терехов, Александр Михайлович (российский писатель ; 1966- ). Немцы : роман - Москва :Астрель, 2012. - 572, [1] с.

Сюжет романа разворачивается в наши дни: фон - борьба чиновников московского «Востоко-южного» округа за выживание и жирный кусок. Накануне московских думских выборов мэр, трясясь за свое кресло, ставит нового человека, который должен обеспечить нужное количество процентов «Единой России» и Медведеву, а жена мэра спешно прибирает к рукам все, что еще не успела выгрести. Главный герой, руководитель пресс-центра префектуры Эбергард, интригуя и стараясь удержаться в «системе», которая перекраивается с приходом новых людей, в то же время борется с бывшей женой за любовь двенадцатилетней дочери и право видеть ее.

Майя Кучерская: «Терехов написал о том, о чем все и так в общем знают. О работе лужковской мэрии и префектур, о всевластной супруге мэра и ее «обожравшейся империи «Добротолюбие-ООО». О распиле-откате как основных принципах существования городских властей, о «непрерывности потоков»: «Течет снизу - от судьи, мента, коммерса, учительницы, от попа. Если все стекается непрерывно, в одно место, вы представляете, сколько это? Вопрос один: куда девается - все это? Кому башляет Путин?» Впрочем, герой романа Эбергард - глава пресс-службы префектуры начинает задавать эти вопросы лишь после собственного краха. Терехов исследует новую породу, выведенную в путинской России. Ее представляют префекты, их замы, секретари, советники, руководители городских департаментов и те, кто при них. Терехов условно назвал исследуемых человекообразных «немцы», намекнув: это - захватчики, душевно онемелые существа, немые, чье существование сведено к реализации инстинктов (основной - хватательный), не способные по-человечески говорить и думать… Проще всего прочитать роман «Немцы» как социальную сатиру, беспощадный разгром коррумпированной системы, но остановиться на этом - значит снять только первый слой. Скальпель Терехова режет глубже, больней. Эбергард и постоянно сливающийся с ним автор убеждены: в той или иной мере онемечены все, без исключения».

Кучерская, М. «Немцы» Александра Терехова - роман о новой популяции в путинской России» // Ведомости. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/1735241/net_zhitya_ot_etih

Рецензии на книгу:

Новикова, Л. Александр Терехов написал сатиру об откатах // Известия. – Режим доступа: http://izvestia.ru/news/524937

Наринская, А. Занимательная реальность // Коммерсантъ. – 2012. - №75 (4860). – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1923866

 

 

2013 год.  Фигль-Мигль «Волки и медведи»

Писатель Фигль-Мигль стал предметом горячих споров литературной общественности еще в 2010 году, когда издательство «Лимбус Пресс» выпустило роман «Щастье». В 2011 году роман «Ты так любишь эти фильмы» едва не получил НацБест. Автору нашли место на полке лучших писателей российской современности, но кто он? Версии высказывались разные. Одни предполагали, что под маской скрывается суровый критик Виктор Топоров, настроенный недаром именно к Фиглю весьма комплиментарно. Другие подозревали ироничную Татьяну Москвину. В качестве третьего претендента предлагалась кандидатура критика Михаила Трофименкова. Звучали имена «петербургского фундаменталиста» Павла Крусанова, режиссера и сценариста Михаила Брашинского.

Автор хранил свою тайну и обещал раскрыть ее только при получении премии. В 2013 году Фигль-Мигль стал, наконец, лауреатом НацБеста: роман «Волки и медведи» принес автору долгожданную победу. Обещание было исполнено: на сцену поднялась изящная дама в черных очках, которые по просьбе ведущего церемонии Артемия Троицкого приподняла. И продекламировала: «Служу Отечеству!». Впрочем, инкогнито не раскрыла. «Раньше небо упадет, чем я открою свое имя», – чуть позже заявила перед телекамерами Фигль. По версии «Фонтанки.ру» автор главной литературной мистификации последних лет – 43-летняя петербурженка Екатерина Чеботарева, выпускница филфака СПбГУ. Первая известная публикация Фигля датируется 1995 годом – она вышла на страницах журнала «Апраксин блюз». В начале 2000-х Екатерина Чеботарева стала под псевдонимом печатать эссеистику в петербургских толстых журналах. В «Звезде» появилось ее письмо «К другу, жительствующему в Тобольске». В «Неве» деятельность Фигля-Мигля курировал критик Самуил Лурье. «Тотальная ирония, под ней – рефлексия и скрытность. Невероятная начитанность. Нелепый псевдоним», – так написал он в 2003 году в одной из первых рецензий, посвященных автору.

В издательство «Лимбус Пресс» Фигль-Мигль впервые пришла в 2001 году, однако отношения с руководством у прозаика сложились не сразу. «Долгое время вещи Фигля-Мигля мы не брали – они были слишком специфически-литературными и филологическими, бессюжетными, – отметил главный редактор «Лимбус Пресс» Вадим Левенталь. – Однако около четырех лет назад в писательском сознании автора что-то изменилось, в произведениях Фигля появились и едкий характер, и острый сюжет, и интрига. Рукопись романа “Щастье” попала к нам 4 года назад, и не было особенных сомнений, нужно ли печатать эту вещь». Левенталь лично правит рукописи Фигля и называет ее «автором с характером».  
 

 

  Фигль-Мигль (псевдоним). Волки и медведи : чемодан - вокзал - валгалла : роман - Санкт-Петербург :Лимбус Пресс : Издательство К. Тублина, 2013. - 482, [2] с. - Лауреат премии "Национальный бестселлер-2013".

Продолжение нашумевшего романа «Щастье». Действие происходит в Петербурге в недалеком будущем. Город жестко поделен на районы, в которых милицейские банды конкурируют с картелями наркоторговцев, вооруженными контрабандистами и отрядами спецслужб. Идет война всех против всех, и война эта не за влияние, а за элементарное выживание. В окрестных деревнях выжившее население и вовсе одичало - даже чтобы разговаривать с ними, нужно брать переводчика из интеллигентов. Ибо «там, за рекой, только волки и медведи» - говорят знающие люди. Один из таких городских интеллигентов, филолог по прозвищу Фиговидец, носитель сверхъестественных способностей, выполняет секретное задание Канцлера Охты и отправляется в отдаленные - и самые опасные - районы города...

Bukvoedka: «Продолжение романа "Щастье": тот же мир будущего (пространство современного Петербурга, разделенное на несколько государств-территорий: Город, Охта, Финбан, Автово), тот же герой Разноглазый (человек с паранормальными способностями, "охотник за привидениями", помогающий другим людям избавиться от чувства вины/привидений с Той Стороны, которые приходят к своим убийцам). А к главному герою приходит совесть... Роман очень литературен. Даже действенным способом уничтожения врага оказывается поэзия. Остроумная и приятная книга».

 
 
2014 год. Ксения Букша «Завод «Свобода»
 
Ксения Букша родилась в 1983 году в Ленинграде. Закончила музыкальную школу и экономический факультет Санкт-Петербургского государственного Университета. Начиная с первого курса, работала экономическим журналистом в журнале «Эксперт Северо-Запад». Ксения много работает, в том числе - журналистом, копирайтером в рекламных агентствах, редактором, переводит художественную литературу (в первую очередь - польских поэтов). Заместитель редактора журнала о креативе и брендинге «Рекламные идеи». Живет в Санкт-Петербурге с мужем и детьми.
Начала писать в возрасте четырнадцати лет. В 2001-м она написала свой первый роман, который понравился Александру Житинскому и был опубликован в его издательстве «Геликон Плюс». После этого Букша написала целый ряд текстов, часть из которых до сих пор не опубликована. Экономическое образование сказалось на литературном даровании молодой писательницы. В ее книгах подчас бывает трудно разобраться именно из-за того, что Букша запросто обращается со сложными экономическими терминами и темами.
Ксения участвовала во Всероссийских форумах молодых писателей 2001 и 2002 годов. Букша считается самым талантливым автором из так называемого поколения двадцатилетних. Дмитрий Быков назвал ее «нормальным двадцатипятилетним гением» и так отозвался о ее творчестве: «Если бы Хлебников понимал что-нибудь в экономике, а Хармс с оптимизмом смотрел в будущее, то примерно так они бы и писали».
 
 
Букша, Ксения Сергеевна (российская писательница ; 1983- ). Завод "Свобода" : роман / ил. автора. - Москва : ОГИ, 2014. - 238 с. : ил.
 
«Завод «Свобода» - история жизни и смерти одного созданного в 1920-х годах советского завода радиоэлектронных устройств. Роман Ксении Букши основан на фактическом материале, однако с реализмом (как со старым, так и с новым) он не имеет ничего общего. Устаревшая форма производственного романа в руках современной писательницы совершенно обновилась, а каждая из сорока глав книги написана стилистически обособленно, что создает эффект многослойности текста. Каждая глава - рассказ одного из работников завода «Свобода», про себя и про завод. Роман складывается из этих рассказов в единое целое повествование и при полном отсутствии главного рассказчика, имеет главного героя. Это тот самый завод «Свобода». Это он объединяет всех, это про его жизнь рассказывают все. А за жизнью завода проглядывается жизнь и история страны. Вот после войны девчонки пришли устраиваться на завод, а вот уже и «лихие девяностые». И люди живут вместе со своим производством, вместе со своей страной. Радуются, грустят, веселятся и печалятся, совершают трудовые подвиги и просто любят. Любят всё: жизнь, людей, свою работу.
Дмитрий Быков: «Завод» - триллер, любовный роман, социальная драма, все вместе, и, что особенно важно, - это книга постсоветского человека о советском опыте. Первая, может быть, книга, в которой осмыслена советская промышленная утопия. Ядовито, но без глумления, любовно, но без апологетики.»
Bookeanarium: «Завод «Свобода» возрождает советский жанр «производственного романа». Здесь всё происходит на оборонном предприятии, каждая глава рассказывает об одном из сотрудников. Все они разных профессий, разного статуса, и голоса у них тоже разные. Сильная сторона писателя Ксении Букши – слышать то, как говорят люди и передавать с помощью текста не просто какой-то содержательный ряд, а образы, характеры, разницу в мировоззрении, воспитании, социальном происхождении. Она не пересказывает своими словами ситуации героев, а даёт им высказаться самим, будто расшифровывает записанное на плёнку интервью со всеми «гэканьями» и словами-паразитами.»
 
   
НОВОСТИ ПРЕМИИ.
 
2015 год. Сергей Носов "Фигурные скобки"

http://www.sobaka.ru/city/books/37323 

Носов, Сергей Анатольевич (СПб).             Фигурные скобки : роман // Новый мир : ежемесячный журнал художественной литературы и общественной мысли. - 2015. - № 1. - С. 7-54 ; № 2. - С. 9-70.
 
Этот роман завершает 15-й сезон российской литературной премии «Национальный бестселлер». Сергей Носов, петербургский прозаик, стал 15-м и, возможно, последним обладателем «Нацбеста». В прошлом году от своих спонсорских обязательств отказалась кинокомпания «Централ Партнершип», в январе 2015-го награда потеряла еще одного спонсора – телеканал «2х2». 
Математик-менталист из Москвы едет в Петербург на конгресс микромагов, но вынужден заниматься расследованием гибели своего друга, который последние годы делил свое тело с подселенным в него другим человеком; в его тетради мысли «подселенного» были выделены фигурными скобками — что и дало название роману.

 

 Обзор подготовлен ведущим библиографом ЦРБ им. Н. В. Гоголя Юлией Анатольевной Васильевой

 

  

   

 

 

Продлить книгу 

 

 

 «Встречи с театром»

 

 

 
СМИ о нас
 
 

 

Советуем прочитать 

 

 

    Конкурсы для читателей 

 

 

Электронные книги

 

   

 

Корпоративная сеть общедоступных библиотек

 

 

  

Электронный формуляр

 

 

 

  

Полнотекстовые информационные ресурсы

 

 

Электронная коллекция по истории ЦБС

"ШАГИ. ЭТАПЫ. ВЕХИ"

 

   

   

Остановим коррупцию 

 

 

 Информация для мигрантов 

 

 

 XV традиционный легкоатлетический пробег 

«Путь Петра Великого» 


Оценка качества работы библиотек

 

                                                                                                                                                                                           Молодежный карьерный форум