Наш адрес:
Среднеохтинский пр., 8
Телефон: 224-33-00
Факс: 224-33-00

Контактные данные
администрации и отделов

 

 
   «ПЕВЕЦ, ДЕРЖАВШИЙ СТЯГ ВО ИМЯ КРАСОТЫ».

Библиографический обзор, посвященный к 200-летию со дня рождения

 АЛЕКСЕЯ КОНСТАНТИНОВИЧА ТОЛСТОГО,

выдающегося русского поэта, писателя, драматурга.

 

 «…считаю себя счастливым,

 что встретился в жизни с таким нравственно здоровым, широко образованным, рыцарски благородным и женственно нежным человеком,

каким был…граф Алексей Константинович».

Афанасий Фет

 

Толстой Алексей Константинович (1817-1875) - граф, русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1773). Автор баллад, сатирических стихотворений, исторических романов – «Князь Серебряный» (опубликован 1863), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Крупный поэт-лирик. Совместно с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ Козьмы Пруткова. (Сведения из издания: Советский энциклопедический словарь. - Москва : Советская энциклопедия, 1983. - с. 1332).

 
   

Толстой А. К. Смерть Иоанна Грозного; Царь Федор Иоаннович; Царь Борис; Стихотворения.- Москва : Художественная литература, 1988. – 526 с.

 «Полная и голая правда есть предмет науки, а не искусства».

Алексей Константинович Толстой

       Самой значимой в творческом наследии А. К. Толстого и одной из вершин отечественной драматургии является трилогия: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». Это исторические хроники трех царствований - Ивана IV (Грозного), его сына Федора Иоанновича и Бориса Федоровича Годунова.

       За основу при работе над трилогией автор взял «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, именно из неё он почерпнул целый ряд сюжетов, деталей, и подробностей. Но в изложении и осмыслении событий «старины глубокой» он зачастую не согласен с историком Карамзиным.  У Карамзина прошлое изображается в социально-историческом аспекте и с точки зрения сопоставления с его собственным временем. А Толстой переносит события в область нравственности и морали, осмысливая и представляя, как социальная действительность наложила отпечаток на характеры и взгляды людей того времени, более того, он ищет рациональное объяснение и причину тех или иных поступков своих героев.

 

   

Название первой части трилогии «Смерть Иоанна Грозного» говорит само за себя, перед нами последние дни великого тирана.

   1584 год. Русь обескровлена, опричники вошли во вкус беззаконий и бесчинств, выискивая и вылавливая среди сограждан мнимых врагов, донося на безвинных, чтобы в результате овладеть их имуществом. Вся эта вакханалия приводит к ослаблению государства и, как следствие, поражению России в Ливонской войне.

          Два главных персонажа в драме, два государственных деятеля - Иоанн Грозный и Борис Годунов, их судьбы переплетаются с судьбой многострадального Отечества. Всесильный злодей, царствование которого подходит к концу, якобы сломлен и терзается раскаянием после убийства старшего сына Иоанна, он собирается отречься от престола и постричься в монахи, но от этих действий его, по совету Бориса Годунова, отговаривает Боярская дума.

          А сам Годунов грезит о троне и в своих амбициозных замыслах готов идти до победного конца: «Все на престоле видели тебя, В венце и в царских бармах…», а в борьбе за неограниченную власть, как известно, все средства хороши. И недалек уже Кириллин день, «осьмнадцатого марта», который, если верить пророчествам волхвов,  станет последним днем жизни грозного государя, и на русском небосклоне царствующего дома Рюриковичей ярким светом должна загореться новая звезда

 

   

Вторая часть трилогии «Царь Федор Иоаннович».

   После смерти Ивана Грозного на российский престол взоше его сын Федор Иоаннович, последний государь из династии Рюриковичей, антипод Грозного, человек, постоянно ведущий с отцом воображаемый спор о способах правления страной, противопоставляющий принуждению и жестокосердию отца – милосердие и согласие. Но горе несчастного царя Федора по прозвищу Блаженный в неосуществимости своих идей! Мечты, молитва и грезы об одном: в этом бессердечном мире посеять доброту и благодать, привести людей к взаимопониманию и гармонии, править, исходя из совершенных представлений о любви, добре, морали.

При этом, «избывая мирской докуки», блаженный царь отсылает всех челобитчиков к правителю Борису Годунову, своему шурину. На него же он возлагает и все важные государственные вопросы.

         А бояре, почуяв слабого правителя, который погряз в раздумьях и моленьях, начинают открытую борьбу за власть. Дворцовые интриги, заговоры против несчастного царя, против бесплодной царицы, борьба правителя Годунова за спокойствие и порядок в стране методами, отдаленно напоминающие деяния Ивана IV!

   Но расплата за бездействие и пассивность Федора Иоанновича будет ужасна - трагическая смерть младшего брата - царевича Дмитрия в Угличе - от рук убийц! Кто подослал этих убийц, на этот вопрос несчастный государь боится найти ответ, он может только простонать: «Боже, боже! За что меня поставил ты царем!»

 

   

Последнее произведение трилогии - «Царь Борис».

         Свершилось! Россией правит новая династия – династия Годуновых! Борис Федорович достиг того, к чему так жадно стремился. И начало его царствования отмечено миром и благоденствием Руси, замыслы нового государя велики и значительны — укрепить Русь, истово служить справедливости и добру. Но для достижения высоких целей, как известно, любые средства дозволены и разрешены, спокойно царь Борис оправдывает себя за убийство царевича Дмитрия государственной целесообразностью: «Злодейство ль совершил, иль заплатил Руси величью дань я — решит земля в годину испытанья!».

         Он старательно изглаживает из памяти предостережения названного отца: «Не забывай, что не себе ты служишь, но всей земле… и что порой опасен, окольный путь бывает для души!» и «её величество власть» постепенно превращает открытого, честного от природы человека в беспощадного, лукавого властелина. Несчастный человек, положивший к ногам божества под названием «трон» свою душу, и этот идол убил в Годунове человека! Шаг за шагом он подходит к драматическому завершению своего правления и царит «не благостью, но страхом ... царствовать».

Но всё напрасно потому, что идет тот, кто: «Убит, но жив…- Слаб, но могуч - Безвинен, но виновен - Сам и не сам»

         Заключительные сцены трагедии будто повторяют конец первой части трилогии: кончина царя, потрясение основ государства, нападение на Русь врагов — вот тот итог, которым закончилось правление Бориса I, начинается страшное «Смутное время»…

 Трилогия Алексея Константиновича Толстого имела прекрасную сценическую судьбу, её ставили множество раз в разных театрах нашей страны, но конечно с разным успехом. Я помню знаменитую (прекрасную, гениальную и т. д.) постановку главного режиссёра и художественного руководителя Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской Рубена Сергеевича Агамирзяна, отмеченную Государственной премией СССР. Как утверждают театроведы, она стала таким же символом этого театра, как «Чайка» для МХАТа.

 

   

Толстой А. К. Князь Серебряный. - Москва : АСТ : Олимп, 2001. – 284 с.

 «Иллюзия, производимая искусством, не должна быть иллюзией полного обмана».

Алексей Константинович Толстой

События романа уносят нас в далекий, практически былинный XVI век, в период царствования Ивана Васильевича Грозного, в эпоху развития опричнины – политике государственного террора по отношению к несчастным «русичам».  Благородный воевода, князь Никита Романович Серебряный, возвращается с Ливонской войны и сталкивается с произволом, который творит бесчинствующая на Руси-матушке банда оголтелых опричников, людей составлявших тайную полицию Ивана Грозного и планомерно уничтожающих цвет нации – старинные боярские роды.
         Много горя и тяжелых испытаний предстоит пережить главному герою, он будет вынужден пройти все круги ада, только потому, что не поступился своими убеждениями и принципами. А героическая смерть князя, не пожелавшего более служить царю Иоанну, в сущности, является избавлением от нравственных мучений и приносит ему свободу и умиротворение.

   Конечно, это художественная проза, и мы видим ту историческую эпоху и персон той поры с точки зрения автора. Но, есть одно НО! У главного героя был прототип - реально существовавший человек, неистовый борец за правду и справедливость - князь Никита Романович, подвиги которого воспеты в былинном и песенном эпосе русского народа.

Остается вспомнить слова Б. Ш. Окуджавы, что в историческом романе «вымысел не есть обман…» и перечесть это невероятно динамичное, сюжетное и эмоциональное произведение.

  

   

Толстой А. К. Полное собрание стихотворений и поэм. - Санкт-Петербург : Академический проект, 2004. - 718 c.

 
«Искусство не должно противоречить правде,

но оно не принимает ее в себя всю, как она есть».

Алексей Константинович Толстой

          «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» входит в состав этого собрания сочинений. Остроумнейший стихотворный опус, включающий в себя описания всех важнейших событий, произошедших на Руси со времен Гостомысла - легендарного русского князя, основавшего Великий Новгород и правившего в нем до «призвания варягов», до Тимашева А.К. - начальника штаба корпуса жандармов IIIотделения, а с 1868-1877 гг. - министра внутренних дел России.

         Увлекательна история России, богата событиями и фактами но, увы, не так-то просто к ним подобраться! В первую очередь произведение требует приличного уровня знаний российской истории, а во вторую - автор легко переходит с одного иностранного языка на другой, если ему необходимо зарифмовать те или иные сведения в нужном контексте. Поэтому любое издание «Истории государства Российского» не обходится без обширных комментариев, иначе пробраться через «тьмы и тьмы» событий, язы?ков и персонажей практически невозможно!

         Главная тема стихотворения «Вечный стон» о порядке, которого нет, не было и никогда не будет на Руси - Матушке: «Земля наша богата, Порядка в ней лишь нет…», а может, и не надо нам этого порядка, недаром многие политологи говорят «об особом пути Росссии»…

 Кстати, появилось продолжение этого стихотворения, написал его Игнатий Ивановский, называется «История государства российского от Гостомысла до Ельцина». Приходится еще раз утвердится в мысли, что сатирический жанр в литературе стабильно пользовался и пользуется особой популярностью, как у писателей, так и у читателей. Еще бы, где живем-то!?

 

   

Толстой А. К. Стихотворения. - Москва : Художественная литература, 1967. - 527 с.

 «Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово,
и каждая мысль вырастает, как древо и многое доброе и злое,

что как загадочное явление существует поныне в русской жизни…»
Алексей Константинович Толстой

         Стихотворное творчество поэта – это раскрытие перед читателем ошеломляющей тайны познания жизни, его монологи – это исповеди о душе и духовности, просветлении и самосовершенствовании, и просто о жизни - земной и вечной. В одном из писем к жене поэт так обусловил характер своего творчества: «...знаешь, что я тебе говорил про стихи, витающие в воздухе, и что достаточно их ухватить за один волос, чтобы привлечь их из первобытного мира в наш мир... Мне кажется, что также относится к музыке, к скульптуре, к живописи.»

         Особый язык, которым написаны его стихи и поэмы, музыкален, певуч и глубоко эмоционален. Ммногие его произведения положены на музыку, которую писали П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.

«Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты…
»

         Н. Г. Чернышевский в одной из своих работ задал вопрос: «Что дает поэту право на бессмертие? Ответ прост – его творчество!»

 

         Нам же, сегодняшним любителям российской словесности, остается лишь чаще обращаться к наследию Алексея Константиновича Толстого  - литератора, чье имя вошло в историю всей страны как неотъемлемая и нетленная составляющая русской литературы и русской культуры, в целом. 

   

 

 Обзор подготовлен ведущим библиографом библиотеки "Пороховска" Натальей Евгеньевной Гуниной.
 

 

  

   

 

 

Продлить книгу 

 

 

 «Встречи с театром»

 

 

 
СМИ о нас
 
 

 

Советуем прочитать 

 

 

    Конкурсы для читателей 

 

 

Электронные книги

 

   

 

Корпоративная сеть общедоступных библиотек

 

 

  

Электронный формуляр

 

 

 

  

Полнотекстовые информационные ресурсы

 

 

Электронная коллекция по истории ЦБС

"ШАГИ. ЭТАПЫ. ВЕХИ"

 

   

   

Остановим коррупцию 

 

 

 Информация для мигрантов 

 

 

 XV традиционный легкоатлетический пробег 

«Путь Петра Великого» 


Оценка качества работы библиотек

 

                                                                                                                                                                                           Молодежный карьерный форум