Наш адрес:
Среднеохтинский пр., 8
Телефон: 224-33-00
Факс: 224-33-00

Контактные данные
администрации и отделов

 


«Скрывшие свое имя».

О литературных псевдонимах

 

«Что в имени тебе моём?»

 
                  А.С. Пушкин
 
 Литературные произведения, выпущенные без подписи автора, известны с древнейших времён ещё до изобретения книгопечатания. Причины, принуждавшие авторов сохранять инкогнито, всегда разнообразны. Одни были вынуждены держать своё имя в тайне из-за боязни преследования, другие не открывали его из-за общественного положения, третьи – из желания отвлечь от себя огонь критики. Встречаются авторы, которые из скромности или равнодушия к славе не желали выставлять своё имя напоказ. С помощью псевдонима маскировалось и количество авторов: написанное несколькими выдавалось за произведение одного или наоборот.

  

   

Например, французская писательница Аманда Аврора Дюпен взяла себе мужской псевдоним Жорж Санд, так как в то время женщине почти невозможно было печататься. Английский математик Чарльз Лютвидж  Доджсон выпустил свою сказку «Алиса в Стране Чудес» под именем Льюис Кэрролл – псевдоним образовался от перевода своего настоящего имени на латынь и обратно. Не знавший своего родного отца Джон Гриффит Чейни взял фамилию отчима – так появился Джек Лондон. А автор знаменитых афоризмов Козьма Прутков – коллективное творение А.К. Толстого и трех его родственников, братьев Жемчужниковых. А вот в 1977 году на книжных полках появился некий Ричард Бахман с книгами «Ярость», «Худеющий» и «Бегущий человек», которые снискали популярность у читателей. Как оказалось, это был Стивен Кинг, который решил проверить, будут ли его произведения иметь такой же успех без «раскрученной» фамилии.

 

   

Существует даже наука о псевдонимах, которую называют псевдомастикой или псевдонимикой (по аналогии с ономастикой), - то есть наукой о вымышленных именах. Об этом можно прочитать в книге:

Дмитриев В. Г. Придуманные имена. : рассказы о псевдонимах - М.: Современник, 1986. - 255 c.

В ней рассказано о причинах появления псевдонимов и криптонимов, о способах их образования, о той роли, какую они играли в творчестве ряда выдающихся русских и зарубежных писателей, объяснено смысловое значение многих иноязычных псевдонимов. Увлекательные рассказы познакомят читателя и с другими приемами маскировки автора, с придуманными именами, которыми писатели наделяли своих литературных противников и персонажей книг. Отдельные главы посвящены псевдонимам художников, артистов театра и цирка.

 

Представляем вам несколько произведений, чьи авторы скрылись под маской псевдонима.

Мери Вестмакотт – под этим именем всемирно известная автор детективов Агата Кристи выпустила 6 психологических романов: «Хлеб великанов», «Незаконченный портрет», «Разлучённые весной», «Роза и тис», «Дочь есть дочь», «Ноша».

 
 
 
   

Вестмакотт М. Хлеб великанов. / пер. с англ. Е. Максимовой. - Москва : Б. С. Г.-Пресс ; Санкт-Петербург : Амфора, 2006.

Герой романа Вернон Дейр живет в старинном родовом поместье. 3-х летний ребенок, чье общение сводится к Няне и родителям, живет в своем мире. Но детское восприятие жизни постепенно меняется, герой взрослеет, и оказывается, что Чудовище, под названием «рояль», так пугавшее его, оказывается источником наслаждения прекрасными звуками, а скучная соседская девочка Нелл превращается в самую желанную из женщин. Герою понадобится пройти нелегкий путь, чтобы сделать выбор между музыкой и любовью. Это история об одиночестве, взлетах и падениях, гении и любви. Тонкое психологическое произведение легко читается, благодаря хорошему переводу.

 

  

 

Барбара Вайн. Книга Асты. : роман / пер. с англ. - Москва : ЭКСМО, 2005.

Барбара Вайн – это английская писательница, автор психологических детективов Рут Ренделл. Это имя она использовала для нового типа романа, объясняя, что ей захотелось, чтобы ее голос «стал тише и спокойнее, проникновеннее и непосредственнее».

 

Повествование начинается с 1905 года, когда Аста Вестербю переезжает с мужем и двумя сыновьями из Дании в Лондон. Молодой женщине, к тому же беременной, одиноко в непривычной обстановке, и она начинает вести дневник. Изданный через 70 лет он становится бестселлером, и именно с его помощью внучка Асты пытается раскрыть давнее соседское убийство и похищение ребенка, распутывая попутно свои семейные тайны. На страницах книги, уместивших почти вековую историю, вас ожидает множество сюрпризов, судьбоносных переплетений, вопросов и ответов.

 

 

 

Эмиль Ажар. Голубчик. Вся жизнь впереди. : романы - Санкт-Петербург : Симпозиум, 2000.

Это удивительная литературная мистификация, с блеском разыгравшаяся на глазах французских читателей в середине 1970-х годов. Никому не известный автор в 1974 году опубликовал роман «Голубчик» - о нежной дружбе мелкого служащего с красавцем питоном. Читатели увлеклись сюжетом, критики – стилем автора, который остался в тени. На следующий год Ажар издал новый роман «Вся жизнь впереди», принесший ему мировую славу. Действие происходит в среде парижских иммигрантов. Главные герои – старуха Роза, постепенно сходящая с ума, бывшая узница Освенцима, содержательница приюта для «ненужных» детей, и одинокий малыш Момо, араб по национальности, познавший, как и Роза, ужасы жизни. Только любовь друг к другу оправдывает их существование. Написанное от имени Момо произведение имеет  удивительный эффект достоверности. Роману была присуждена Гонкуровская премия.

 

 

Тогда-то и появился Поль Павлович, племянник знаменитого писателя, тоже гонкуровского лауреата Ромена Гари, который заявил, что Эмиль Ажар – это он. Всего под псевдонимом Ажара  у Ромена Гари  выходит 4 романа. В 1980 году Ромен Гари кончает жизнь самоубийством, а в 1981 году появляетсяего эссе «Жизнь и смерть Эмиля Ажара», в котором он подробно изложил историю своей мистификации, которая в конечном итоге и привела его к смерти. «Меня изгнали из моих владений. Материализовавшись, Ажар положил конец моему призрачному существованию в нем. Превратность судьбы: моя же мечта обернулась против меня», - признался Ромен Гари.

 

 

Иоанна Хмелевская – настоящее имя Ирэна Барбара Иоанна Беккер. Для псевдонима взяла фамилию прабабушки.Нет смысла подробно представлять нашему читателю Иоанну Хмелевскую: эта звезда польской литературы будоражит души любителей хорошего иронического детектива с 1964 года, когда вышел ее первый роман «Клин клином». Ее книги универсальны, так как рассчитаны на самые разные вкусы. И невзыскательный массовый читатель, и элитарная интеллигенция повышают свой жизненный тонус, следя за головокружительными и невообразимо комичными приключениями героев Хмелевской.

 

   

Хмелевская И. Роман века. : романы / пер. с пол. - Екатеринбург: У-Фактория, 2000.

«Роман века» – одно из лучших произведений Хмелевской. События разворачиваются в Польше 70-х годов. Героиня романа, Иоанна, волею обстоятельств оказывается втянутой в крупную аферу по вывозу за границу предметов искусства и драгоценностей. Хитросплетения сюжета, его неожиданные повороты, небанальная любовная интрига заставляют, не отрываясь, следить за приключениями героини.  Книгу оценят и полюбят все, кому по душе захватывающие приключения, тонкий юмор и неунывающая яркая героиня.

 

 

 

А под именем Эрин Хантер объединились 4 британские писательницы, авторы серий книг «Коты-воители», «Странники» и «Выжившие»: Кейт Кэри, Черит Болдри, Тай Сазерленд и Виктория Холмс.

 

 

     

Хантер Э. Стань диким. : фантаст. роман - Москва :Олма-Пресс, 2003.

Это первое произведение серии «Коты-воители», принадлежащее жанру фэнтези. Серия включает 5 циклов по 6 книг в каждой, издававшиеся с 2002 по 2013 год. Началось все с домашнего котенка Рыжика, убежавшего от хозяев. Он попадает в лес, где воюют между собой четыре клана диких котов. Ему приходится доказывать, что он достоин чести стать Воином и принадлежать к Грозовому племени. После он становится предводителем Грозового племени - Огнезвёздом и совершает много подвигов.

 

   

А теперь обратимся к русскоязычным писателям.

В 1934 году в Париже выходит книга «Роман с кокаином» Михаила Агеева. Роман понравился большинству известных эмигрантских авторов и критиков. Уже тогда считалось, что это чей-то псевдоним, поскольку никаких других текстов (кроме опубликованного вместе с романом рассказа) за Агеевым не числилось. Долгое время была популярной версия, что Агеев - не кто иной, как Владимир Набоков.Факты биографии Набокова и главного героя «Романа с кокаином» совпадали, структурно эта вещь напоминала ранние работы Набокова, наконец, имена персонажей часто встречались в набоковских текстах. В то же время известная поэтесса Лидия Червинская твердила, что автором является некий Марк Леви, но ее версия не принималась в расчет. Все вопросы были окончательно сняты в 1997 году, когда нашли и опубликовали письма самого Леви, в которых он договаривается об издании своей книги. Взять псевдоним, возможно, заставила его биография, в которой много белых пятен. Есть вероятность, что он сотрудничал с советской разведкой, тем более, что после войны он жил в Ереване, где и умер в 1973 году.

 

 

Агеев М. Роман с кокаином. / предисл. Д. Волчека. - Москва : Терра, 1990.

Повествование ведется от лица молодого человека, жившего в Москве в годы до и после революции, проходящего путь от школьника до наркомана. Кульминационными моментами этой психологически детализированной «исповеди», становятся наблюдения героя над самим собой в различных стадиях воздействия наркотиков. В произведении нашли отражения плотская и духовная любовь, презрение к людям, ненависть к жестокому и беспринципному государству. Стилистическая манера автора придает произведению яркость и достоверность.

 

   

Ирина Грекова – псевдоним Елены Сергеевны Вентцель, русского прозаика, ученого-математика, доктора технических наук, автора многочисленных научных трудов по проблемам прикладной математики, вузовского учебника по теории вероятностей, книги по теории игр. Подобно Льюису Кэрроллу, свои научные труды автор печатала под настоящим именем, а романы и повести под «математическим» псевдонимом (от названия восходящей к латыни французской буквы «игрек»). Как литератор начала публиковаться в 1957 году и сразу стала знаменита и любима, ее роман "Кафедра" зачитывали буквально до дыр.

 

Грекова И. Перелом. Фазан. : повести - Москва : ЭКСМО, 2002.

Два небольших произведения, написанные с присущим писательнице мастерством. «Перелом» - о том, как тяжелый перелом ноги заставляет молодую успешную женщину-врача пересмотреть свое отношение к больным, стать мудрее и терпимее, и найти, хоть и с опозданием, свою любовь.

«Фазан» - история человека, которому от природы было дано много талантов, но он предпочел легко, не задумываясь, скользить по жизни, брать и ничего не давать взамен, терять тех, кто искренне его любил. И на закате жизни, лежа немой и обездвиженный после инсульта, он мучительно вспоминает прошлое, сознавая, что ничего уже не изменить, что был он только ярким и пустым фазаном – глупой птицей…

 

 

Кир Булычев. Настоящее имя– Игорь Всеволодович Можейко, доктор исторических наук, специалист по истории Юго-Восточной Азии. Псевдоним для своих фантастических произведений писатель образовал из имени жены (Кира) и фамилии матери. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения, где он работал, не посчитает фантастику серьёзным занятием.

Дебютировал он с рассказов о приключениях на Земле и в космосе девочки Алисы Селезневой, живущей в 21 веке. Это послужило началом долгой серии, принесшей писателю большую популярность у молодых читателей. Произведения неоднократно переиздавались и экранизировались.

 

 

Булычев К. Девочка с Земли. / ил. Е. Мигунова. - Москва : ЭКСМО, 2003.

Это оригинальный сплав сказки, фантастики, заимствованный из устного народного творчества и известных произведений детской литературы, где все находит свое место: и шагающие кустики, и живые роботы, и шапка-невидимка, и три мушкетера. Обращенное к детям, это произведение как бы погружает читателя в самобытный культурно-литературный коктейль разных времен и народов, где ребенок дня сегодняшнего должен освоиться сообразно своему особому взгляду на мир. Героиню цикла - Алису - отличает универсальное сочетание яркого современного характера с общими для всех времен чертами ребенка: не случайно она так напоминает свою тезку из сказок Л. Кэррола "Алиса в стране чудес".

 

 

Дар юмориста Кир Булычев продемонстрировал читателям старшего поколения в фантастических произведениях о жителях провинциального города Великий Гусляр. Город стал прекрасным полигоном, на котором можно было наблюдать столкновение узнаваемого советского быта 1960-80-х гг. с самыми невероятными фантастическими событиями, — от «рутинных» высадок инопланетян до реализации сказочных ситуаций: продажи в местном магазине золотых рыбок, исполняющих желания, или обнаружения в окрестностях Великого Гусляра эликсира бессмертия.

Булычев К. Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе. : фантастические истории. - Москва : Текст, 2008.

Герой произведения – Корнелий Удалов - встречает инопланетянина, ищущего незаселенную планету, и решает помочь ему в поисках. Образцово средний по всем параметрам человек умудряется спокойно, уверенно и абсолютно без пафоса улаживать любые проблемы в масштабе планет и Вселенных. Приключения его описаны нарочито простым языком, с юмором, за которым стоит полноценная фантастика.

 

 

Макс Фрай. Начиная с 1996 года в питерском издательстве «Азбука» стали выходить книги писателя Макса Фрая. Жанр - фэнтези с элементами пародии. Романы постепенно набирали популярность, а к 2001 году Макс Фрай превратился в одного из самых издаваемых российских писателей-фантастов. В этом же году выяснилось, что Макс Фрай – псевдоним писательницы Светланы Мартынчик, часть текстов написана в соавторстве с Игорем Стёпиным. Смысл взять псевдоним заключался в том, что в 1990-е годы, когда на книжный рынок хлынул поток зарубежной фантастики, российские авторы несколько потерялись. В результате начали появляться книги отечественного происхождения, но под иностранными фамилиями.

В серии «Лабиринты Ехо» и «Хроники Ехо» входят около 40 повестей, где от первого лица рассказывается о приключениях обычного, на первый взгляд, молодого человека. Главный герой – чужак из нашего мира. На Земле ему жилось скучно и неуютно, он был серым неудачником с кучей бесполезных друзей и никогда не любивших его девушек. В мир Ехо его втягивает добрый дядюшка Джуффин. Там он становиться полезным и талантливым малым, мир вертится вокруг него, в итоге Ехо будет им даже спасено, и не единожды.

 

 

Фрай М. Ключ из желтого металла. : роман - Санкт-Петербург: Амфора, 2009.

Главный герой, выполняя просьбу приемного отца, колесит по городам и весям Центральной и Восточной Европы в поисках раритетного ключа 15 века, сталкиваясь со все новыми тайнами, встречаясь с очень странными людьми, попадая во все более загадочные ситуации. Мистические происшествия начинаются в романе в тот самый момент, когда рейсовый автобус "Вильнюс - Прага" пересечет литовско-польскую границу...

 

 

 

Осенью 2007 года вся Москва была завешена рекламой романа «Девятый Спас». Автор - никому не известный Анатолий Брусникин. Этот же автор выпускает роман «Герой иного времени». А в начале 2008 года выходит роман «Там» еще одного неизвестного автора — Анны Борисовой (и еще «Креативщик» и «Vremenagoda»). Наконец, в середине января 2012 года писатель Григорий Чхартишвили, более известный, как Борис Акунин, у себя в блоге официально заявляет, что Анатолий Брусникин и Анна Борисова - это он. Изобретая Борисову и Брусникина, Чхартишвили ставил эксперимент - над собой и издательским рынком. Могут ли издатели «раскрутить с нуля» неизвестного писателя и примет ли этого писателя читатель? Сколько денег для этого нужно? Какие жанры рынок готов принять, а какие нет? Фактически из мистификации получилось целое маркетинговое исследование.

 

 
 Борисова А. Креативщик. : роман - Москва : АСТ, Астрель, 2009.

Действие романа ограничено строгими временными рамками, вместо названий глав — время в часах и минутах от 7.49 до 23.18 одного дня. Главный герой, старик, он же Креативщик, перемещаясь по городу, рассказывает истории встретившимся ему людям, по ходу дела неуклонно молодея. В лифте, во дворе дома, в такси, в парке, в кафе, на улице, в подъезде он предстаёт в разных образах, и истории его так же разнообразны: это и съёмки телевизионного реалити-шоу, и пьеса, «основанная на реальных событиях», и неизвестный допрос Гумилёва, и теория о жизни как о звуковой дорожке, где важно не допустить момента сбоя, и сценарий вымышленного фильма в жанре детективного триллера… Небольшой лёгкий роман, который читается за один вечер.

 

Брусникин А. Герой иного времени. - Москва : АСТ, Астрель, 2010.

Тонкая стилизация под «Героя нашего времени» и литературная игра, которыми мастерски владеет Борис Акунин. В центре повествования находится молодой прапорщик Мангаров, отправившийся на Кавказ за приключениями и военной славой. Судьба сводит его с господином Никитиным, весьма незаурядным человеком, по воле фортуны всегда оказывающимся в самом центре исторических событий. Судьбы героев сплетаются в плотный клубок из ненависти, любви, отваги, чести и предательства. Взгляд на одни и те же события дан с позиции разных участников - и  читатель то увлекается рассказом юной барышни, то слушает умудренную ом даму, то читает дневники старого вояки, пишущего о годах своей молодости, а то участвует в жизни девочки из горного села. И все венчает фирменная акунинская головокружительная детективная развязка!

 Обзор подготовлен библиографом библиотеки "Современник" Еленой Анатольевной Верендякиной

 

  

   

 

 

Продлить книгу 

 

 

 «Встречи с театром»

 

 

 
СМИ о нас
 
 

 

Советуем прочитать 

 

 

    Конкурсы для читателей 

 

 

Электронные книги

 

   

 

Корпоративная сеть общедоступных библиотек

 

 

  

Электронный формуляр

 

 

 

  

Полнотекстовые информационные ресурсы

 

 

Электронная коллекция по истории ЦБС

"ШАГИ. ЭТАПЫ. ВЕХИ"

 

   

   

Остановим коррупцию 

 

 

 Информация для мигрантов 

 

 

 XV традиционный легкоатлетический пробег 

«Путь Петра Великого» 


Оценка качества работы библиотек

 

                                                                                                                                                                                           Молодежный карьерный форум