Наш адрес:
Среднеохтинский пр., 8
Телефон: 224-33-00
Факс: 224-33-00

Контактные данные
администрации и отделов

 

 
ВЛАСТЕЛИН МИНУВШИХ ЭПОХ.

 Обзор к 215-летию со дня рождения Александра Дюма (отца).

 

«Жизнь – это четки, составленные из мелких невзгод,

и философ, смеясь, перебирает их».

Александр Дюма

    Александр Дюма (отец) (1802-1870) – один из самых плодовитых сочинителей всех времён и народов. Его литературное наследие составляет 1200 томов полного собрания сочинений, почти 600 романов, и в каждом - не менее 500 страниц текста. Культовая фигура, титан, имя  которого никто не смог потеснить с первой строчки мирового рейтинга наиболее продуктивных литераторов. По мотивам его произведений снято невообразимое количество фильмов во всём мире (впереди только Уильям Шекспир) - более 200 экранизаций и, если считать со дня рождения кино - декабрь 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс, - то это примерно по две киноленты в год.
    Александр Дюма (отец) - французский писатель, автор историко-авантюрных произведений, герои которых привлекают рыцарственным благородством, смелостью и отвагой, верностью в дружбе и любви.

    Поклонники называли Дюма «Атлетом от литературы»! У него было всё: благосклонность дам, литературный успех, авантюры, богатство и при этом огромные долги. «Это не человек, а сила природы», - восхищались писателем современники.

   
   

Чертанов, Максим. Дюма. - Москва : Молодая гвардия, 2014. - 498, [2] с., [16] л. ил., портр. - (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ. вып. 1465). - Библиогр.: с. 498-499.

«Никто не читал всех произведений Дюма,

 но весь земной шар читал Дюма»

Андре Моруа.

    Перед нами жизнь удивительного француза, замечательная судьба которого настолько необычна, а деятельность так многогранна, что у рядового человека на ряду с уважением рождается зависть, как можно настолько управлять своей волей, разумом, телом и жизнью, чтобы добиться такого выдающегося результата!

   Великий рассказчик Александр Дюма родился 24 июля 1802 года, в маленьком городке, расположенном близ Парижа. Как говорил сам Дюма о своем происхождении своим недругам: «Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки были вообще обезьянами. «Моя родословная начинается там, где Ваша заканчивается». Действительно, его дед был богатым колониальным помещиком, бабка чернокожая рабыня-негритянка, самого Александра Дюма называли за глаза «квартероном», т. е человеком, у которого один предок во втором поколении принадлежал к негроидной расе (19 век это - век расизма и колониального менталитета.). Зато отец будущего писателя дослужился до генерала!

  Увы, генерал-отец умер, когда Александру было 4 года, семья жила очень бедно, но местный колледж был окончен, и юный Александр, как и его будущий герой Д’Артаньян, направляется в Париж, где некоторое время служит в канцелярии герцога Орлеанского.

   О, Париж! Конечно, здесь начинается увлечение поэзией и театром, дебютный водевиль Александра Дюма «Охота на любовь» сразу приняли к постановке, причем по требованию актеров - вне очереди! Далее был огромный успех исторической пьесы «Генрих III и его двор». Ну, а все последующие пьесы, которые сыпались из-под пера молодого автора, как из рога изобилия, неизменно имели успешную театральную жизнь и собирали полные залы.

    В 1835 году выходит первый исторический роман писателя Дюма «Изабелла Баварская». Успех был полным и абсолютным. И автор задумывает сделать целый цикл произведений, в которых бы рассказывалась судьба Франции. Так появились историко-приключенческие произведения, которые и принесли ему мировую славу и признание. Сюда входят такие романы, как трилогия «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»; «Королева Марго»; «Графиня де Монсоро, «Две Дианы» «Сорок пять», и многие другие. «История – гвоздь, на который я вешаю романы…», - скажет Дюма.

   Литература приносила писателю очень неплохие доходы, однако он тратил больше, чем зарабатывал, не желая отказывать себе ни в чём (сказывались они, годы бедной юности!). В 1851 г. ему даже пришлось бежать от кредиторов в Бельгию.

  Биографы и исследователи творчества Дюма пишут о колоссальном трудолюбии писателя, его умении работать при любых условиях, быстроте и лёгкости его пера! Однако не является секретом, что некоторые произведения, напечатанные за подписью Александра Дюма, создавались романистом совместно с другими литераторами Франции, Так с легкой руки «быстрого пера» А. Дюма появилась профессия «литературного негра» или писателя-призрака - ghostwriter.

  В 1858-1859 годы Дюма совершает турне по России. Пребывание французского писателя в Петербурге вызвало ажиотаж среди жителей! «Весь Петербург в течение июня месяца только и занимался господином Дюма», - писал И. Панаев. Это путешествие по России было описано в целых семи томах! А названия говорят сами за себя: «В России» и «Кавказ».

    После России прославленный литератор знакомится с не менее прославленным героем освободительного движения Италии Гарибальди и сопровождает его в героическом походе на Сицилию.

    Во время войны между Пруссией и Австрией Дюма опять хочется новых впечатлений, и он становится военкором - шлет с фронта в парижские газеты военные обзоры.

  Когда разразилась франко-прусская война, и пришло известие о поражениях французов, Александр Дюма воспринял это как личное горе и ушел из жизни 5 декабря 1870 года.

   В некрологе Жорж Санд писала: «Он был гением жизни, он не почувствовал смерти».

 

   

Моруа, Андре (французский писатель; 1885-1967). Три Дюма : роман. - Москва : АСТ : Астрель, 2011. - 542, [1] с. : ил. - (Классики и современники).

 
«Итак, перед вами мой памятник трем Дюма»
Андре Моруа.
 

 Давайте поговорим о династии! Перед нами история семейства Дюма, три потрясающих человека, три удивительные жизни, три эпохи Франции.

   Первый из них «Дюма-дед» - Тома-Александр, прославился своими геркулесовыми подвигами во время Великой французской революции. Как утверждали сослуживцы: Дюма один стоил целого эскадрона! Он сделал потрясающую военную карьеру - от капрала (воинское звание младшего командного состава) до дивизионного генерала, дружил с самим Бонапартом, но в египетской компании их пути разошлись, и Дюма впал в немилость, много бедствовал, умер рано, но главное - след в истории оставил!

  Во-первых, его имя выбито на Триумфальной Арке в Париже, а во-вторых, он подарил миру сына-наследника, который войдет в историю как талантливейший писатель Александр Дюма (отец)

   Что касается Дюма Александра III (сына), то его жизнь – это сочетание великодушия и ума, с одной стороны, и «дикое» занудство и ханжество с другой (вторую половину жизни он занимался исправлением общественной морали).

 Интересно провести параллель и сравнить их с литературными героями - Дюма-отца с добродушным гигантом Портосом, а Дюма-сына с благородным, но чересчур «правильным» Атосом.

    При этом явном несоответствии темпераментов отец и сын были очень близки друг другу, им пришлось с ранних лет бороться «за место под солнцем» - Дюма-отец мучился из-за расовых предрассудков (мы помним - он квартерон), а Дюма-сын был незаконнорожденным, т. е оба, с точки зрения современников, были «людьми второго сорта»! Обоим пришлось доказывать миру, что они ничуть не хуже, а даже лучше других, во всяком случае, талантливее!

   В 17-м округе Парижа есть тихая площадь-скверик, носящая имя генерала Катру. Но больше она известна и негласно зовётся площадью трех Дюма - всем трем, деду – отцу – сыну, на этой площади поставлены памятники.

   Желаю каждому настоящему «дюмоману» хотя бы однажды посетить эту площадь

 

   

Куприн, Александр Иванович. Дюма-отец. // Собрание сочинений : в 9 т. – Т. 9. Очерки. - М. : Правда, 1964. - (Библиотека «Огонек»). - с. 225-236

 
«Дайте вино огорченному жизнью.

Пусть он выпьет и на время забудет горе свое»

А.И. Куприн.

    Небольшая статья классика русской литературы  о жизни и творчестве классика французской литературы Александра Дюма-отца. С этим именем связаны три работы Куприна: «Дюма, его жизнь и творчество» (1918), «Дюма-отец», о которой пойдет речь (1919), и «Четвертый мушкетер» (1931).
    Откуда у русского писателя такая любовь к французскому романисту? Видимо, Куприну была чрезвычайно близка сама личность Дюма, его характер, его жизнь, творческая и личная. «Удивительное явление: Дюма и до сих пор считается у положительных людей и у серьезных литераторов легкомысленным, бульварным писателем, о котором можно говорить лишь с немного пренебрежительной, немного снисходительной улыбкой. А между тем его романы, несмотря на почти столетний возраст, живут, вопреки законам времени и забвения, с прежней неувядаемой силой и с прежним добрым очарованием, как сказки Андерсена, как «Хижина дяди Тома», и еще многим, многим дадут в будущем тихие и светлые минуты». Это скажет Куприн, литературному вкусу которого можно доверять абсолютно.

    И вот еще, что любопытно: вчитываясь в очерк об Александре Дюма, понимаешь, что-то между двумя авторами можно найти общего - в образе жизни и в поступках. Сравните их биографии - прослеживается некое единство. Куприн слыл большим выдумщиком и прекрасным рассказчиком, как и Дюма, оба они обладали неуемной энергией, были кипучими натурами, не говоря уже о любимых обоими застольях в веселой компании и бесконечных долгах…

     Небольшая статья, но портрет писателя на фоне эпохи представлен в полном объеме. Еще одно сходство двух писателей разных времен – умение писать быстро, интересно и легко!

 

   

Дюма, Александр (отец ; французский писатель ; 1802-1870). Три мушкетера : роман. - Москва : АСТ : АСТ Москва, 2008. - 605, [2] с.

Дюма, Александр (отец ; французский писатель ; 1802-1870). Двадцать лет спустя : роман. - Новосибирск : Детская литература, 1993.
 
Дюма, Александр (отец ; французский писатель ; 1802-1870). Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя : роман. - Москва : Эксмо, 2010. - (Зарубежная классика).
 

«Одно поколение может ошибиться в оценке произведения.

Четыре или пять поколений никогда не ошибаются»

                                                                              Андре Моруа

   Четверо мужчин активно подрывают устои родной страны, а во главе этого заговора стоит жена руководителя государства. Это сюжет лучшего авантюрно-приключенческого романа в истории литературы! Перед вами — «Три мушкетера», одно из самых правдивых творений на свете о том, чего никогда не было на самом деле. Несчастным историкам этой эпохи пришлось потратить немало сил, чтобы разрушить стереотипы, созданные Александром Дюма в отношении исторических персонажей (и вряд ли это у них получилось).

    Итак, Франция, XVII век, страной правят бесхарактерный Людовик XIII и всесильный кардинал Ришелье. Молодой гасконец д'Артаньян прибывает в Париж, чтобы стать мушкетёром его Величества короля. И в первый же день нарывается на дуэль с тремя лучшими мушкетёрами — Атосом, Портосом и Арамисом. Дуэль сделает их друзьями на всю жизнь. Боевая четверка неизменно оказывается на пути бесчисленных интриг его Высокопреосвященства, и опасности поджидают их на каждом шагу, но мушкетеры короля всегда находят блестящий выход из самой запутанной ситуации.

    Девиз «Один за всех, и все за одного» ведет их через время, следующая встреча состоится «Двадцать лет спустя» и станет блестящим продолжением саги. Это тот случай, когда продолжение не уступает первой книге (что, в принципе является большой редкостью!). С той поры, как четверка мушкетеров разрушила козни кардинала Ришелье, минуло двадцать лет. Во Франции настало «смутное время кардинала Мазаринни», и друзьям-товарищам снова пришлось взяться за оружие, чтобы послужить родной стране.
    Завершающая часть грандиозной трилогии о мушкетерах – «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» была написана аж в трех томах, видимо, Дюма было жалко расставаться и с четырьмя друзьями и с тем временем.

  Автор потрясающе подает начало царствования Людовика XIV - Короля-Солнце - «Великого и великолепного века» Франции. Это век расцвета искусства и культуры, время грандиозных торжеств, и, конечно, дворцовых интриг. И в этом вихре событий, изложенных в книге, с каждой страницей нарастает давящее ожидание трагедии, героев хочется удержать, предупредить, но автор всегда прав, и по его воле каждого из них влечёт свой рок: долг, честь, дружба, амбиции, любовь…Да это еще и роман о великой, просто невиданной любви с очень горьким финалом. И - гибель героев Портоса, Атоса, Д'Артаньяна и виконта де Бражелона предрешена!

    Утешает лишь мысль о том, что меняются времена, и эти книги уже превратились в «книги-легенды», и новое поколение читателей с замиранием сердца следит за удивительными и опасными приключениями отважного гасконца Д'Артаньяна, благородного Атоса, добродушного Портоса, лукавого Арамиса и нежного виконта.

  История о бесстрашных мушкетерах продолжается, режиссеры постоянно снимают новые экранизации трилогии (несмотря на то, что только экранизаций «Трех мушкетеров» было уже больше ста)! Вообще, герои романа, несмотря на свой почтенный возраст, и сейчас «живее всех живых»!

   

Дюма, Александр (отец ; французский писатель ; 1802-1870). Королева Марго : роман. - Москва : Вече, 2011. - 682, [1] с. : портр. - (Коллекция исторических романов)

Дюма, Александр (отец ; французский писатель ; 1802-1870). Графиня де Монсоро : роман. - Минск : Коллегиум, 1993.
 
Дюма, Александр (отец ; 1802-1870). Сорок пять : роман. - Санкт-Петербург : Ореол, 1994. - 704 с
 
 «Правдоподобных героев можно создать,

только вкладывая в них многое от самого себя»

 Андре Моруа
 

    Еще один знаменитый цикл романов Александра Дюма о Генрихе Наваррском: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять». XVI век, Францию разрывает волна религиозных войн между протестантами (гугенотами) и католиками, сюжетная линия трилогии объединена историей политической борьбы Генриха Наваррского за французский престол.
    В первом романе «Королева Марго» события разворачиваются в царствование короля Карла IX, который выдает замуж в 1572 году свою сестру Марго за Генриха Наваррского – короля гугенотов. Медовый месяц ознаменован страшным событием - Варфоломеевской ночью - кровавым избиением протестантов, одним из самых ужасных событий Средневековья.

    Чудом избегший смерти король Наваррский плетет заговоры в борьбе за французский престол вместе с молодой женой, королевой Наваррской Марго, против вдовствующей королевы - матери Екатерины Медичи, и все события развиваются на фоне придворной жизни с ее интригами и тайнами, и трагической любови королевы Марго к прекрасному дворянину Ла Молю.

    Во втором романе о гугенотских войнах «Графиня де Монсоро» выявится вся предыстория «мясорубки» Варфоломеевской ночи и роли королевской «семейки» в её организации и осуществлении. И вновь борьба за трон, за деньги и власть, большую и маленькую, вереница странных и очень любопытных персонажей.

    Трудно выявить главного героя романа, может это граф де Бюсси, влюблённый в обворожительную Диану де Монсоро, а может Шико - шут короля Генриха III, который, как и многие шуты, отличался острым умом, хитростью и верностью.

    А самое интересное, что у этих литературных героев есть реальные прототипы, жившие в те далекие времена, когда честь и достоинство значили много! Когда за любовь сражались и боролись. Когда друг мог умереть за своего друга. Это было такое уродливое и такое прекрасное время!

    У дилогии есть окончание, которое называется «Сорок пять», где мы вновь встречаемся с Дианой де Монсоро, которая не может пережить смерть любимого человека и становится ангелом мести! Теперь ее цель - отомстить убийцам де Бюсси. Но Дюма не стал делать эту линию основной, а рассказал о продолжающихся королевских интригах: король Генрих III пытается сохранить свой трон, остальные претенденты: Генрих Наваррский, Герцог де Гиз, Герцог Анжуйский просто жаждут его занять и тогда для защиты нечастного государя его приближенный и друг набирает отряд телохранителей для короля Франции: их сорок пять...

    Увлекательный роман для пытливого ума с открытым финалом, крах династии Валуа произошел, а чтобы узнать, кто следующий взойдет на французский престол, придется открыть учебник по истории Франции, так как трилогия закончена…

 

   

Дюма, Александр (отец ; 1802-1870). Большой кулинарный словарь. - Москва : Астрель : АСТ, 2006. - 734, [1] с. : ил., портр. - (Кухня народов мира). - Указ.: с. 731-735.

 
«Кто умеет создавать великое, создаст и малое»
Александр Дюма
 

    Талантливый человек талантлив во всём, и Александр Дюма тому самое яркое подтверждение! Представьте себе, он не только был, великим писателем-романистом, но и увлеченным кулинаром. Последней книгой, которую он написал, стал «Большой кулинарный словарь», в нем 800 рецептов на все случаи жизни.

    Как странно, скажут поклонники его творчества: большой писатель - и вдруг повар… Но ничего странного здесь нет! Для французов кухня является объектом особой гордости, еда и всё, что с ней связано, поднято на пьедестал высшей ценности, тем более во многих своих произведениях Дюма подробно описывает приготовление разных блюд и обеденный этикет при дворе разных монархов.

    Надо отметить, что сам Дюма не был ни чревоугодником, ни обжорой (несмотря на корпулентное телосложение). Наоборот, он вел здоровый образ жизни, не употреблял алкоголь, табак и кофе, постоянно держал диету и себе готовил крайне редко. Но зато для гостей Александр Дюма был гостеприимным и радушным хозяином. А когда он купил имение Монте-Кристо, то оно сразу станло домом, открытым для всех.

    Замысел создать «Кулинарный словарь» возник у писателя во время пребывания в России, в 1858—1859 годах. Но только перед самой смертью в 1870 году он передал рукопись в печать, а книга вышла через три года после смерти писателя.

   Прошло почти 150 лет, но по-прежнему этот сборник имеет успех у французских гурманов. Занимательно написанный, с немыслимым количеством рецептов, подходящих и для начинающих и для «продвинутых» западных кулинаров, вне зависимости от материального и общественного положения.

   «Большой кулинарный словарь» издан и в России, несмотря на то, что полки книжных магазинов (и даже библиотек) ломятся от кулинарных опусов и всевозможных пособий. Этот «Словарь» заметен, и в этом, конечно, играет роль и имя автора, и его неповторимый стиль, и чудесные фотографии! И тем не менее, увы, вряд ли мы сможем использовать многие из его рецептов!

   Вот, например, рецепт бульона: «Вкус и аромат бульона заметно улучшаются, если в него положить зажаренных заранее старого голубя, перепелку, кроликов, ворону в ноябре и декабре. Вообще мясо этих животных и птиц содержит всю их кровь, и именно потому оно придает вкус и аромат бульону, в который его кладут». Симпатичный рецепт, не правда ли?..  Так что для среднестатистического русского рецепты здесь не главное, а главное другое  - это книга большого романиста, а значит, нас ждут интересные истории не только о еде, но и о людях далекого прошлого, которые были знаменитыми личностями и знали толк в питии и пище.

 «Его обвиняли в том, что он забавен, плодовит и расточителен. Неужели для писателя лучше быть скучным, бесплодным и скаредным?» Андре Моруа - «Три Дюма».

 

   

Обзор подготовлен ведущим библиографом библиотеки "Пороховская" Натальей Евгеньевной Гуниной.

   

 

 

 

 

  

   

 

 

Продлить книгу 

 

 

 «Встречи с театром»

 

 

 
СМИ о нас
 
 

 

Советуем прочитать 

 

 

    Конкурсы для читателей 

 

 

Электронные книги

 

   

 

Корпоративная сеть общедоступных библиотек

 

 

  

Электронный формуляр

 

 

 

  

Полнотекстовые информационные ресурсы

 

 

Электронная коллекция по истории ЦБС

"ШАГИ. ЭТАПЫ. ВЕХИ"

 

   

   

Остановим коррупцию 

 

 

 Информация для мигрантов 

 

 

 XV традиционный легкоатлетический пробег 

«Путь Петра Великого» 


Оценка качества работы библиотек

 

                                                                                                                                                                                           Молодежный карьерный форум