Наш адрес:
Среднеохтинский пр., 8
Телефон: 224-33-00
Факс: 224-33-00

Контактные данные
администрации и отделов

 

 

 «Запомни, этот город - Ленинград, pапомни, эти люди - ленинградцы!» 

70 лет присвоению г. Ленинграду звания Города-героя (май 1945)

за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады.

  «Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?»

                                                                                                                                                                                                                                                        Юрий Воронов

 Уходят в историю года. И страшные 872 дня блокады все дальше и дальше от нас. Как сохранить память и рассказать молодому поколению о блокаде Ленинграда? И нужно ли ребятам знать об этом времени, и не будет ли травмирована детская психика, ведь все дети разные и реагировать они могут на такие сведения могут тоже по-разному.

Отличным подспорьем для этого разговора становятся талантливые книги. Они помогут начать с детьми и подростками трудный и важный разговор о мужестве защитников города, о героических и трагических днях обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Когда 8 сентября 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей.  «Ленинградские дети» — это звучало как пароль. На помощь им бросался каждый в любом уголке нашей земли.
Данный обзор – художественно-публицистическая хроника блокадной жизни, рассказ о детях блокадный поры для подрастающего поколения дней сегодняшних.

 

   

Ходза Нисон Александрович. Дорога жизни : рассказы : для старшего дошкольного и младшего школьного возраста ; рис. В. М. Бескаравайного ; фот. В. Лысова. - Санкт-Петербург : Детгиз, 2013. - 85 с. : ил.

    Нисон Ходза – известный детский писатель. Писал и о Ленине, и о строительстве БАМа, но кроме того создал прекрасные книги о проделках художника Хитрюшкина, обработал огромное количество восточных сказок.

Книга «Дорога жизни» адресована детям 6-10 лет, это сборник небольших рассказов, в которых раскрыта история блокадного Ленинграда, начиная от первого дня блокады и заканчивая нынешней памятью о блокаде.

Десятки подробных сведений на страницах книги, но без лишних для ребёнка откровенных деталей: все о Дороге жизни через Ладогу. Как прокладывали, как работала, как охранялась, как по ней возили хлеб, людей, боеприпасы.

    Очерк о том, как учились дети, в этих страшных условиях: закутанные в одеяла, читавшие и писавшие на газетных листках между строчками в бомбоубежищах.

    Рассказано о трудной судьбе многих подростков, которым не пришлось учиться, они работали наравне со взрослыми на военных заводах Ленинграда, по ночам тушили зажигательные бомбы на крышах. Как голодали ленинградцы - дети и взрослые страшной зимой 1941-42 года. Как встречали победу и получили от Родины заслуженную награду - 15 249 юных ленинградцев были удостоены медалью «За оборону Ленинграда». Всё это переплетается в книге и создаёт картину событий того времени.

    Ребенок найдет в книге ответы на вопросы: Что такое «кольцо блокады»», «Дорога жизни», «хлебная карточка» и на многие другие вопросы, которые взрослые считают ясными и понятными.

    Каждый рассказ сопровождается множеством архивных, адоптированных для детского восприятия исторических карт, предоставленных военными музеями Санкт-Петербурга, рисунками художника В. Бескаравайного и фотографиями, посмотрев на которые ребята поймут, что в войне нет ни капли романтики, что война – это ужас, искалеченные судьбы, судьбы их прабабушек и прадедушек.  

 

   

Верейская Елена Николаевна. Три девочки : повесть : для сред.шк. возраста ; худ. Л. Пестрецова. - Москва : Астрель, 2002. - 187 c. : ил.

Елена Николаевна Верейская (1886—1966) — советская писательница, более тридцати пяти лет писавшая для детей. Ее повесть «Три девочки» была впервые напечатана в 1948 году в Лениздате, с тех пор она переиздавалась множество раз. И эту книгу должен прочитать каждый ленинградец, петербуржец независимо от возраста, потому, что это правдивая и трогательная история о жизни в довоенном и блокадном Ленинграде.
В одной из коммуналок Ленинграда появляются новые жильцы, прекрасная семья, которая полностью меняет жизнь прежних обитателей. В квартире теперь живут три девочки, очень разные и непохожие друг на друга, которым предстоит подружиться и вместе перенести много невзгод и трудностей, ведь начинается война! Блокада!

 Вторая часть книги более жесткая. Настолько, насколько это возможно в книге для детей. В каждой ленинградской семье поселилось горе, перед нами все та же коммуналка, но три подружки, распрощались с детством, видя рядом голод и смерть, живут  по закону взаимовыручки и ответственности друг за друга.
Удивительно светлая книга о «черных днях», ее хочется читать еще и еще, наслаждаясь хорошим языком, умело выписанными  характерами  персонажей, эта история не сможет оставить никого равнодушным. Грустно и больно от того, что война творила с людьми... От того, как быстро взрослели дети. 

 

   

Черкашин Г. А. Кукла : рассказ / рис. Г. А. В. Траугот. - Санкт-Петербург : Речь, 2013. - 38 с. : цв. ил

Рассказ «Кукла» - один из лучших о блокадном Ленинграде. Небольшой по объему, в то же время яркий и пронзительный, воссоздающий трагедию Ленинграда и ленинградцев во время блокады.

В родной Ленинград из эвакуации, после окончанием войны возвращается Девочка (в рассказе у неё нет имени) с мамой. Пожилые мамины родители не выжили в блокаду. Как это часто бывало, возвратившись из эвакуации, люди, желая войти в свою комнату или квартиру, обнаруживали, что их жилплощадь занята другими жильцами. Это случилось и с главными героинями - квартиру заняла другая семья, даже личные вещи героинь остались в пользовании этой семейки – грабителей и спекулянтов. Вот уж не врет народная поговорка: «Кому война, а кому мать родна!». И надо находить в себе силы, устраиваться, начинать всё с нуля и жить дальше.
Однажды девочка, увидела в витрине комиссионного магазина красивую куклу и узнала её - эту куклу, Машу, привез ей дедушка из Швеции перед самой войной. Девочка привела в магазин маму, и они обнаружили там ещё и семейный голубой сервиз. Вещи в комиссионку сдали новые жильцы их квартиры – люди, наживающиеся на чужой беде.
Мама пообещала дочери, что они накопят денег и обязательно выкупят ее куклу. Но не успели, куклу купили... Не дождавшись возвращения куклы, Девочка спокойно сказала своей маме: «Ничего, мама. Ничего…». И это слова уже взрослого человека!Как рано взрослели дети нашей страны в военное о послевоенное время!

 

   

Матвеев Герман Иванович. Тарантул : трилогия : для среднего и старшего возраста - Ленинград : Лениздат, 1985. - 524 c. : ил.

Герман Иванович Матвеев (1904 - 1961) - русский писатель. С 1926 года он жил и работал в Ленинграде. Как прозаик для детей он начал печататься с 1939 г. После войны Матвеев пишет трилогию «Тарантул», захватывающие приключенческие истории - рассказывающие о том, что пережили дети и подростки блокадного Ленинграда.

Трилогия включает в себя повести: «Зелёные цепочки» (1945), «Тайная схватка» (1948) и «Тарантул» (1957). 

Первая книга «Зелёные цепочки». 1941-й год. В течение нескольких месяцев на подступах к Ленинграду идут ожесточенные бои. В сентябре 1941 года фашисты вплотную подошли к городу. Во время вражеских, артиллерийских налетов в ленинградское небо взлетают зеленые ракеты – это деятельность диверсантов, указывавших направление на важные для обороны объекты. Главный герой повести ленинградский мальчишка Мишка Алексеев остался без родителей  с маленькой сестренкой на руках. Волей случая он знакомится с майором государственной безопасности Бураковым и получает задание - собрать группу надежных ребят, чтобы обнаружить человека, пускающего «зеленые цепочки» в военное, ленинградское небо. И команда мальчишек начинает действовать…

    Действие второй повести «Тайная схватка» происходит через год — осенью 1942 года. Положение Ленинграда продолжает оставаться трудным. Враг стоит у стен города. Фашисты по-прежнему могут начать новый штурм любой момент. Кроме угрозы внешнего врага существует враг внутренний, немцы засылают в город лазутчиков и шпионов. В заброшенном доме бригада, занимающаяся заготовкой дров, случайно находит паспорт и записную книжку с инструкциями по подготовке к штурму Ленинграда. Мишка Алексеев получает новое задание, его под видом карманника внедряют в эту банду…

    Третья, заключительная книга - «Тарантул».

    К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне тяжелым, но советское командование разрабатывало наступательные операции на Ленинградском направлении. В Ленинграде контрразведчики получают информацию, о приезде в осажденный город опасного шпиона Тарантула с конкретным заданием – вызвать в городе тяжелую эпидемию и тем самым сорвать наступление Красной Армии. Идет серьезная разработка рискованной операции, участниками которой стали ребята, известные читателям по первым двум книгам трилогии.

    В 1970 году был поставлен режиссёром Григорием Ароновым на киностудии «Ленфильм» фильм  «Зелёные цепочки», по повестям Германа Матвеева «Зелёные цепочки» и «Тайная схватка». Майора Буракова играет неповторимый Павел Луспекаев.

    По мнению зрителей - это один из лучших советских фильмов о детях войны. Настоящий остросюжетный триллер! Авторами были воссозданы незабываемые картины блокадного Ленинграда. Живые диалоги, мастерская режиссура.   Сейчас времена изменились, и фильм транслируют крайне редко и отнюдь не в «претайм»!

    Песня из фильма о детях-ленинградцах военного времени была одной из любимых у нашего поколения:

«И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой.

Им было всего лишь двенадцать,

Но были они ЛЕНИНГРАДЦЫ!»

 

   

 Алмазов Борис Александрович. Посмотрите - я расту : повесть : для младшего школьного возраста ; рис. Ю. Тризны. - Ленинград : Детская литература, 1985. - 63 c.

Добрая и искренняя книга Бориса Александровича Алмазова–советского, российского писателя и барда, родившегося в военном Ленинграде, в1944 году.Это одна из тех книг, что трогает сердце и запоминается надолго. Её надо читать не только детям, но и взрослым, а лучше вслух - всем вместе.

События повести разворачиваются в первое послевоенное лето 1945 года! Боря Хрусталев, главный герой этой истории, мальчишка из блокадного Ленинграда, отправился в пионерский лагерь «загореть и окрепнуть», а еще потому, что «в лагере питание». А еще можно гулять, играть с друзьями и даже включать вечером свет после трех с половиной лет строжайшего затемнения и маскировки Ленинграда. И мальчишка, пусть даже переживший блокаду, остаётся ребенком - ищет приключений иногда «на свою голову», с ним трудно управляться старшим.

А опасности вокруг совсем недетские, неспокойно в первое мирное лето. Война закончена, а последствия войны остаются.На фоне пионерской жизни проходит другая, взрослая, «военно-послевоенная» жизнь. Идет вывоз оставшейся военной техники, разминируются территории, на которых шли боевые действия, люди, пленные «ненавистные фрицы» строят мост.

    Послевоенный мир кажется зыбким и хрупким, живы ещё страх и ненависть, война напоминает о себе каждый день. И мальчик взрослеет на глазах у читателя, мир уже не делится для него на «черное и белое», не всё просто и однозначно вокруг. Борис не может «ужиться с коллективом», зато он подружился с добрыми местными людьми,так же как и он, они потеряли близких на войне, но именно они учат его прощению и милосердию.

За постоянные нарушения героя исключают из лагеря, но для него это уже не важно, произошло становление характера, мальчишка стал взрослым. Взрослым настолько, чтобы прочитать последнее письмо от отца, которое было написано с фронта: «Помни, человек становится взрослым, когда начинает думать. Учись думать! Жалей маму, бабушку. Жалей всех людей. Заступайся за слабого. А трудностей не бойся. Если трудно, — значит, ты плывёшь вперёд. Легко только тому, кого по течению сносит, и он не борется. Если трудно, — значит, ты растёшь».

 

  

 

 Шефнер Вадим Сергеевич. Сестра печали : автобиографическая повесть : для среднего и старшего школьного возраста ; ил. А. Романовой. - Москва : Самокат, 2014. - 303 с. : ил. - (Как это было). - 12+.

Вадим Шефнер (1914-2002) – к сожалению, почти забытый ленинградский поэт, прозаик и фантаст. Ленинград в его творчестве и, прежде всего, Васильевский остров, всегда играет одну из главных ролей в его книгах, это город, в котором он родился, прожил всю жизнь и который любил всей душой.

На мой взгляд, повесть «Сестра печали» - одно из самых значительных и глубоких произведений о нашем любимом городе, который вдохновлял своих защитников в дни Войны. Город, умеющий и в мирной жизни хранить Память. Ведь речь в книге идет не только о войне, а еще и о юности, дружбе и любви.

Книга начинается знакомством с четырьмя товарищами - четырьмя ленинградскими парнями 20-ти с небольшим лет, которые вместе выросли в детдоме, а теперь учатся в одном техникуме и вместе живут в одной комнате коммунальной квартире общежития.  

Беззаботную, беспечную, хотя и полуголодную студенческую жизнь друзей прерывает смерть одного из них: Гришка Мымрик умирает в госпитале от ран, полученных на Финской войне.

Товарищей остается трое. Парни мечтают о «прозрачной» жизни «без ошибок» и о любви «интеллигентных» девушек. И только одному из них из них выпадает Настоящая Любовь. О ней и повесть.

Но война нарушает все планы и оставляет чувство счастья далеко позади... Главный герой повести - Толя Чухна уходит воевать, а его возлюбленная Леля остается в Ленинграде.

Просто, без всякого пафоса, война показана глазами двадцатилетнего парня. Неуловимыми штрихами автор показывают правду первых месяцев войны – неудачи на фронтах, отсутствие военного опыта, нехватку всего самого необходимого. Истинные мысли людей, которые  далеко не все безоговорочно верили в нашу победу.

Самая страшная часть книги – портрет блокадного города. Автор использует только самые общие детали, начисто лишенные агрессии, а тем более насилия, но именно эта обобщённость и рождает у читателя боль, ощущение нереальности происходящего, ужас от картины умирающего города, его улиц, его воздуха, полного грохота снарядов… Именно во время артобстрела города погибает Леля. А Толя, пройдя всю войну, выжил, после войны женился на своей однокурснице, воспитывает детей.

Но в мирную и счастливую жизнь прорываются воспоминания, ведь память — вторая сестра печали: «Я помню ее только живую (Лелю). Она живет в моей памяти, и когда меня не станет, ее не станет вместе со мной. Мы умрем в один и тот же миг, будто убитые одной молнией. И в этот миг для нас кончится война».

 

   

Обзор подготовлен библиографом библиотеки "Пороховская" Натальей Евгеньевной Гуниной.

   
 

 

 

  

   

 

 

Продлить книгу 

 

 

 «Встречи с театром»

 

 

 
СМИ о нас
 
 

 

Советуем прочитать 

 

 

    Конкурсы для читателей 

 

 

Электронные книги

 

   

 

Корпоративная сеть общедоступных библиотек

 

 

  

Электронный формуляр

 

 

 

  

Полнотекстовые информационные ресурсы

 

 

Электронная коллекция по истории ЦБС

"ШАГИ. ЭТАПЫ. ВЕХИ"

 

   

   

Остановим коррупцию 

 

 

 Информация для мигрантов 

 

 

 XV традиционный легкоатлетический пробег 

«Путь Петра Великого» 


Оценка качества работы библиотек

 

                                                                                                                                                                                           Молодежный карьерный форум