27 января 2024 года Россия отметила восьмидесятилетие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В течение всего года мы вспоминаем фронтовые и трудовые сверхчеловеческие подвиги ленинградцев.

Тема эвакуации населения долгое время незаслуженно оставалась в стороне. Считалось, что те, кто покидал осажденный город, оказывались в лучших условиях, но это несправедливо. Старики, дети, немощные и больные люди были вынуждены покидать свои дома, оставлять родные места и отправляться в тяжелейший путь на Большую землю.

Эта книга рассказывает о Ржевском коридоре — первом отрезке пути длиной всего в семь километров. Он проходил по территории Красногвардейского района от Охты до Ржевки. Герои аудиоспектакля, дополняющего путеводитель, — это бабушка и внуки, которые от первого регулировочного поста идут к станции Ржевка, наполняя особым смыслом эту одновременно печальную и проникнутую надеждой дорогу. С каждым шагом они сближаются благодаря бабушкиным рассказам...
Андрей Алексеевич Хорт,
Глава Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Карта маршрута
Пешеходный маршрут «Ближе на семь километров»
Маршрутный лист
Либретто к аудиоспектаклю
«Про брата и сестру»
(Бабушка и двое внуков: мальчик 7 лет и девочка 5 лет)

Девочка: Бабушка, бабушка, а куда мы идем?
Бабушка: На Ржевку, милая, на Ржевку.
Девочка: А зачем нам туда?
Бабушка: Так мы сядем там на машину и поедем до Ладоги, а потом на Большую землю.
Девочка: А зачем нам на Большую землю? Почему нельзя здесь жить? У нас есть печка, есть хлеб, карточки. У нас в саду даже суп иногда дают. Вкусный!
Мальчик (перебивает): Бабушка, а почему все налево поворачивают, а мы — направо? Может, мы заблудились?
Бабушка: Они на Финляндский идут, милый. Думают на поезде уехать. Говорят, что там еще и паек на два дня дают. Но только вокзал маленький, а народу много, просидят там… Я вам одну историю расскажу. Совсем недавно она была. Жили были брат и сестра.
Дети: Как мы?
Бабушка: Да, как вы, только постарше. Отправились они тоже на Большую землю. Но девочка была неженка и очень не любила пешком ходить. А брат ее, тот легко мог и двадцать километров пройти и глазом не моргнуть. И тут прямо на перекрестке они заспорили, как до Ладоги быстрее добраться. Сестра решила на попутку сеть до Финляндского и там на поезд до Ладоги, чтобы сытой и в тепле быть. А брат решил идти пешком до Ржевки, там с полуторкой до Ладоги. На том и порешили. Мальчик вместе с другими попутчиками, что тоже на Ржевку отправились, за два часа дошел и с первой машиной к Ладоге поехал. А девочка добралась до Финляндского вокзала, радовалась, что брата обгонит. А нет! Не тут-то было. Поезд задержался, только на утро стали отправлять людей. Пришлось девочке всю ночь с остальными пассажирами на вокзале ночевать. А на утро, когда поезд пришел, так все едва уместились. И ехал он с остановками целых два дня! А мальчик уже давно на Большой земле был. Так-то!
Мальчик: А мы тоже за два часа дойдем?
Бабушка: Если болтать не будешь да ногами пошевелишь, то и дойдем!

(Идут дальше, звуки шагов на снегу и звук ветра)
«Ленинградский ветер»
Метель (звуки ветра)

Девочка (жалуясь): Ой, бабушка, как дует!
Бабушка (бодро): Хорошо дует! Пусть дует сильнее!
Девочка: Зачем же? Нам же так не дойти! Злой ветер, пусть бы его никогда-никогда не было!
Бабушка: Нет, милая, без ветра никак! Ветер — герой, он город от врагов защищает!
Девочка: Это как же это, бабушка?
Бабушка: Расскажу вам историю про наш ленинградский ветер. Когда он был совсем маленьким, как вы, он был веселым и легким ветерком. Бывало, захочет над кем-нибудь подшутить, подкрадется да как зашумит ветками кустов! А потом, как подрос, и вовсе хулиганить стал. Возьмет да и сорвет с головы почтенного профессора шляпу или унесет у старушки зонтик! Только мальчишки его любили, он им воздушные змеи поднимал так высоко, что они прямо за облака улетали. Когда война началась, то стало ветру не до веселья. Никто уже не гуляет степенно в шляпе по проспекту, не играют в парках и дворах дети. А все фашисты виноваты. А вот они опять летят на своих мессершмиттах, опять будут бомбить дома, опять завоет противно над городом сирена воздушной тревоги. И тут вспомнил ветер про свою балтийскую, ленинградскую силу и как дунул, что вмиг все эти мессершмитты с курса сбились. А ветер поднял вьюгу, бросает снег прямо в лобовые стекла этим самолетам. Закружил, завертел их ветер, едва крылья им не оторвал, насилу они вырвались и назад улетели.
Девочка: Какой смелый ветер!
Мальчик: А я бы тоже как дунул! Сразу бы все самолеты сдул!
Бабушка: Конечно, конечно. Пойдемте-ка чуть быстрее, надо бы до темна добраться к станции. И так поздно вышли. Давайте. Уж и метель кончается вроде.
«Деревня Муравьевка»
Мальчик: Бабушка, а это что за деревня такая?
Бабушка: Муравьевка.
Мальчик: А почему она Муравьевка? Там много муравьев?
Бабушка: Очень! Я вам сейчас расскажу, деточки! Это было очень давно. Жили тут муравьи. Дружные, работящие. И все у них было хорошо. Летом они еду заготавливали. Здесь поле ржаное раньше было. Возьмет каждый муравей по зернышку, людям не убыток, а муравьям — прибыток. А по осени спускались они вниз, под землю, закрывали все дверки в муравейнике. Так всю зиму в тепле и довольстве проводили. А однажды пришли сюда злые жуки, которые никогда не работали, только и знали, что бегали кругом и искали, у кого что забрать. Разбойники они были, эти жуки. Напали они на муравейник. Да только муравьи не испугались, дали отпор. Собрались они все вместе и обрушились лавиной на жуков! А жуки, хоть и грозные на вид, но трусы. Разбежались кто куда, только их и видели.
Мальчик: А дальше что было?
Бабушка: Да ничего не было. Муравьи как жили, так и живут в Муравьевке своей, чего им сделается. Кто работает да друг за дружку держится, тому ничего не страшно, живет себе да живет.
Девочка шепотом мальчику: Давай, как будто мы тоже муравьи?
Мальчик (от шепота до громкого голоса, постепенно приходя в восторг от идеи): Давай! А наши мешки, как будто зернышки! А бабушка — главный муравей!
Бабушка: Тише ты, муравей! Тащи давай свое зернышко да помалкивай!
«Про собачку»
Сцена четвертая (прослушать аудиоверсию)
Приглушенный звук зенитки (лающий звук очередей)

Мальчик: Смотрите, вон там домики впереди, и собачка лает! Это же собачка, бабушка?
Бабушка: Конечно, собачка, кто же еще…
Девочка: А почему в городе нет собачек?
Бабушка: А как война началась, милая, так все собачки, которые побольше да похрабрее, пошли на фронт. А какие поменьше да трусливее, разбежались. Только вот эта собачка не трусливая. Этого пса зовут Трезоркой. Он вначале тоже хотел добровольцем на фронт записаться, в саперную бригаду, чтобы мины искать. Пришел он на пункт записи, а ему там и говорят: «Нам нужны только породистые собаки с документами, а дворняжек мы не берем» А у Трезорки не было документов. Он и сам не знал, какой он породы. Всю жизнь жил он здесь, двор охранял честно, на свой кусок хлеба зарабатывал. Попробовал Трезорка в партизаны пойти, но и там его домой отправили, мол, нам собак не надо. Шел он по лесу и думал, куда ещё пойти, чтобы Родине полезным быть. А тут смотрит, заяц бежит! Помчался он за тем зайцем. Поймал косого и домой принес. Увидели все соседи, заохали — это ж теперь суп неделю из того зайца варить можно! И стал тогда Трезорка каждый день охотиться. Не всегда ему зайцы попадались, но кормил семью исправно. И соседей всех. Позже пришли к Трезорке из военкомата и говорят: «Не знали мы, Трезорка, что ты такой храбрый и умелых охотник, возьмем тебя на службу. При штабе будешь служить, паек тебе выпишем повышенный». А Трезорка ни в какую: «Вам, говорит, с документами только и породистые нужны были, вот и ищите таких, а мне паек ваш не нужен, мне семью кормить надо, дети у нас тут малые» Так вот тут и живет до сих пор.
Мальчик: А чего он замолчал-то, бабушка? Чего не лает?
Бабушка: Пошел на охоту на зайцев! А ты давай тоже иди. И вопросов глупых не задавай! Чего не лает, чего не лает… А того!
«Железный конь»
(Шаги по снегу. Их догоняет парень с вещмешком, торопится)

— Пропустите! (голос парня)
Девочка: Бабушка, а кто это?
Бабушка: Человек, разве не видишь?
Девочка: А куда он так торопится?
Бабушка: На Ржевку!
Мальчик: Он тоже уезжает, как мы?
Бабушка: Нет, он водитель. Его на Ржевке ждет его полуторка. Наверное, домой на побывку ездил, а теперь бежит, чтобы в рейс успеть.
Девочка: А кто такая полуторка?
Бабушка: Это его верная лошадка, трудяга. Четырехколесная лошадка. Как открыли Дорогу жизни на Большую землю, так стали звать отовсюду самых лучших, самых храбрых водителей. Вот и наш водитель, который сейчас на Ржевку спешит, записался в бригаду. И стали водители себе машины выбирать. И каждый старается выбрать ту, что поновее, почище, покрасивее да побыстрее. А одна полуторка стоит в стороне, никто к ней не подходит.
Девочка: А почему, бабушка?
Бабушка:  Не перебивай, силы береги, сейчас все по порядку расскажу. Эта полуторка успела по дорогам фронтовым поколесить: было у нее одно крыло погнуто, фара разбита, а двери в кабине с одной стороны и вовсе не было. Кому такая нужна? А наш-то водитель и говорит: «Я на ней ездить буду. Она хоть и неказистая, но ведь боевая. Раз столько уже прошла, значит, надежная» Обрадовалась полуторка, что ее выбрали, и поклялась верой и правдой служить водителю.
Вышли они однажды в рейс. Ночь, бомбили мало, но лед на Ладожском озере весь в полыньях. Осторожно пробирались они по узкой колее трассы, но вдруг лед под ними проломился, и оказалась полуторка задними колесами в воде. Выпрыгнул водитель из кабины, и давай мешки с хлебом из кузова доставать. А сам полуторку свою уговаривает: «Держись, милая, не тони. Сейчас разгрузим тебя немного и попробуем выбраться из ловушки» Разгрузил водитель кузов, привязал веревку спереди своей полуторки и вытянул ее на крепкий лед. Обрадовалась полуторка, фарой целой водителю подмигивает, мол, поездим еще, друг, поездим! Загрузились они снова и в Ленинград прибыли. А в другой раз уже полуторка его спасала. Прилетели самолеты Ладогу бомбить, а полуторка умная зигзагами едет, через полыньи перескакивает, от всех бомб и пуль уворачивается.
Мальчик: И прямо сама ехала?
Бабушка: Это же наша боевая полуторка, она и не такое может!
Девочка: Бабушка, очень кушать хочется, а у нас точно-преточно ничего нет?
Бабушка: Держи кусочек хлеба. Только жуй медленно, а то проглотишь и не заметишь.
«Дореволюционный городок»
(Слышны звуки топора и пилы. Стук молотка. Детские голоса)

Девочка: Ой, бабушка, а там кто живет?
Бабушка: Добрые люди.
Девочка: Все-все добрые?
Бабушка: Конечно, все злые люди оттуда давно ушли. Обиделись и ушли.
Девочка: А на что они обиделись?
Бабушка: Было это давным-давно. Построили здесь городок при заводе. Работали на нем люди разные: и добрые, и злые, а были те, кто и так и сяк. Однажды решили злые люди всех добрых извести. Стали у них вещи забирать, хлеб отнимать, квартиры присваивать. Надеялись они, что добрые люди от этого тоже озлобятся. А те только их жалели: «Нет у них ничего своего, плохо им живется, вот по чужое и промышляют» Злые люди кипели гневом, хотели показать добрым, что зло — это сила. Но раз за разом ничего у них не выходило, озлобленными ушли они из этого города восвояси. А добрые люди так и остались тут жить.
(Женщина окликает героев)
Женщина: Эй, вы куда идете? На Ржевку что ли?
Бабушка: На Ржевку, милая, на Ржевку.
Дети: На Ржевку!
Женщина: Вы небось голодные из Ленинграда-то? Вот возьмите, чем Бог послал. Тут картошечки чуть вареной. Она хоть и померзлая чутка, но съедобно. Тут еще луковица вот, с того года еще осталась. А тут вот хлеба пара кусочков.
Бабушка: Да что вы, что вы…
Женщина: Берите, берите. Мы тут хоть с огородом. А вам в дорогу.
Бабушка: Спасибо, милая! Дай тебе Бог!
Женщина (прощаясь): Счастливо! С Богом!
Дети: Спасибо! Спасибо! До свидания!
Девочка (жуя картошку): Бабушка, а ведь и правда, добрые…
Бабушка: Кто, милая?
Девочка (продолжая жевать): Люди тут…
Бабушка: Ты жуй давай. На таких людях, как эта добрая женщина, мир держится. Добро — это волшебная сила.
«Про иву»
Мальчик: Бабушка, а почему те мужчина с женщиной обнимаются? Разве они больше не увидятся?
Бабушка: Почему это? Прощаются, а потом опять встретятся.
Голос мужчины: «Прощай, пиши обязательно!»
Женский: «Возвращайся! (громко) Только обязательно возвращайся (шепотом).
Мальчик: Я помню, что мама так папу обнимала, и он тоже обещал, и она обещала, а потом…(всхлипы)
Бабушка: Не реви! Не маленький уже! То другое. Надо каждый раз прощаясь, верить в скорую встречу! Иначе никак. Вот видишь иву?
Мальчик (всхлипывая): Вижу.
Бабушка: Так вот когда-то это была девушка. Это было ещё тогда, когда были царские времена и всех в солдаты просто так забирали. Вот захочет барин и отдаст парня на четверть века на службу. И вот здесь в Пороховых, это село такое, жили-были парень и девушка. Очень они друг друга любили и хотели пожениться, да только барин сам на ту девушку виды имел, потому забрал парня в солдаты. Прощались парень с девушкой, обнимались, и обещал он ей, что обязательно вернется, только бы ждала она его. А когда он уехал, барин тут как тут. Но девушка за него идти не хотела, и в дом к нему тоже не шла, стояла на берегу и ждала. Прошло много лет, а парень все не возвращался. И превратилась она от тоски в иву. Вернулся парень со службы. Видит, а его любимая в дерево обратилась. Встал он рядом с ивой и обернулся ясенем. Видите, вот он, по сей день рядышком стоит. Навсегда вместе.
«Ильинский храм»
(Вокруг храма лежат люди)

Девочка: Бабушка, а почему эти люди на снегу лежат? Разве они не знают, что так можно заболеть? Давай им скажем!
Бабушка: Не надо, милая, они устали очень, спят, не надо их будить, не надо.
Девочка: А что им снится, бабушка?
Бабушка: Ленинград. Только такой, который был раньше. Помните, как мы ходили на Невский проспект за мороженым? Как в Летнем саду играла музыка? А я вот, когда была такая маленькая, как вы, ездила сюда, вот прямо к этому храму на ярмарку. Это была такая большая ярмарка на Ильин день. Это такой раньше был праздник, еще до революции. Меня наряжали в самое красивое платьице, надевали белую парадную шляпку с лентами. Народа здесь было видимо-невидимо. И все красивые, наряженные. Ещё на этой церкви были колокола, они тогда часто звонили, а в Ильин день по-особенному. И выступали тут скоморохи, это такие смешные артисты с дудочками и всякими трещалками. А я тогда жуть как любила сахарные яблоки. Ох, вот бы сейчас хотя бы на минутку в то время…
Девочка: А вон тот дядя не спит, он на нас смотрит, видишь, глаза открытые. Давай ему скажем, что нельзя на снегу лежать! Дяденька…
Бабушка: Тише ты, тише. Этот дяденька закаленный, ему ничего не будет. Он пока тут полежит, остальных покараулит. Они как проснутся, тоже на Ржевку пойдут. И мы пойдем, пойдем…
Девочка: Дяденька, вы пожалуйста, проследите, чтобы они все, когда проснутся, обязательно выпили кипяточку, а то заболеют. Бабушка, он же проследит?
Бабушка: Проследит, проследит… Обязательно. Пойдем, милая, пойдем.
Мальчик бабушке (шепотом): Бабушка, но они же не проснутся, они же все мертвые. Правда?
Бабушка: Ох, милый…
Мальчик: Только сестре не говори, пусть верит.
Бабушка: Хорошо, внучек, хорошо…
«Звездочка»
(Лошадка с дровами, звук телеги)

Дети (хором): Бабушка, смотри, смотри, лошадка!
Бабушка: Да, лошадка! Это не простая лошадка.
Дети (хором): Волшебная?
Бабушка: Героическая! Эта лошадка жила в далеком селе. Долго она там жила. И почти совсем состарилась.
Девочка: А как ее звали бабушка?
Бабушка: Как звали? Звездочка! Видите, у нее на лбу белое пятнышко, вот и звали ее из-за него Звездочкой. Ты меня не отвлекай, а то я все позабуду. Жила, значит, Звездочка, жила. А потом, когда война началась, то фашисты к ним в деревню пришли и все забрали. А Звездочку старик-хозяин в сарай спрятал, сеном засыпал сверху, тряпками старыми закидал. И ее не заметили. А как стемнело, отвел старик Звездочку в ближайший лесок и там спрятал. Оказались они в оккупации. До наших не добраться, далеко. Каждый день они надеялись, что к ним пробьются и прогонят фашистов. Но все никак. И тут узнали они, что Ленинград в кольце и что нет у ленинградцев хлеба. Пошел старик по домам в селе, у кого что собирать, чтобы в Ленинград отправить. А соседи его спрашивают: «Как это все в Ленинград доставить собираешься?»
А он им: «Звездочка отвезет!»
«Как?! — удивляются все. — Там же фронт! Не пройдет лошадка».
А дед им свое: «Звездочка — лошадка умная, она сможет». Собрали они целую телегу всякого, написали письмо, что это для ленинградских детей приготовлено, и в ночь снарядили лошадку. «Ты, Звездочка, — старик ей говорит. — Ночью иди, а днем прячься. Увидят тебя, сразу убьют. И назад потом не ходи, оставайся людям помогать, лошади всегда работа найдется».
Несколько ночей шла Звездочка, днем, как дед велел, пряталась по оврагам и лесам. И вот линия фронта. Со всех сторон стреляют — не пройти, ни проехать. Даже ночью пальба. Стоит в лесочке лошадка, боится. А потом вспомнила, что ее дети в Ленинграде ждут, глаза зажмурила да как поскакала галопом вместе с телегой. Враги от удивления рты раскрыли, никогда такого не видели, а наши, знай, смеются, уж больно потешно скакала телега по кочкам и канавам. Проскочила звездочка линию фронта, а там уже наши солдаты ее окружили. Видят, в телеге у нее мешки с продовольствием и письмо: детям в блокадный Ленинград. Тут стали они Звездочку хвалить: «Молодец, лошадка, справилась. Теперь уже тебе чуть-чуть осталось. Вот тут полем, потом лесом, а потом еще пару километров и Ржевка будет».
Девочка: Бабушка, а Звездочка тоже на Ржевку шла?
Бабушка: На Ржевку, на Ржевку… Тут и осталась, стала дрова по домам развозить, чтобы люди печки топили, грелись. А вот, смотрите, и поворот наш! Видите, девушка с флажком стоит? Регулировщица! Она всем путь показывает. Когда-нибудь, детки, поставят этой девушке памятник. Много-много памятников, столько, сколько этих девушек по Дороге Жизни стояло.
Девочка: Правда поставят, бабушка?
Бабушка: Правда! Кто не торопится, тот быстрее успевает
«Синичка»
(Звук лопаты о землю, люди роют траншеи для захоронений. И тут вдруг поет птичка)

Девочка: Это что, птичка?
Бабушка: Синичка. Смотри, вон она, на веточке. Видишь, грудка у нее желтенькая, как солнышко.
Когда-то все синички были серые, как воробушки. Зимой им было холодно и голодно. Долго ждали они весны и тепла, но никак дождаться не могли. И вот одна смелая синичка решила полететь высоко в небо, прямо к солнышку, и принести другим синичкам хотя бы один теплый солнечный лучик. Летит она, летит, вот уже выше облаков забралась, силы у нее почти закончились, а до солнышка еще далеко. Но синичка не сдается, машет крылышками, не останавливается. Так и добралась прямо до солнышка и говорит: «Солнышко, солнышко, подари мне лучик, отнесу я его вниз к синичкам, а то не дожить нам до весны» «Хорошо, — отвечает солнышко, — дам тебе лучик, но он очень горячий, не донести его тебе, крылышки опалишь, клювик обожжешь. Давай я тебе на грудку посвечу, а ты этот свет своим отнесешь, так и согреетесь» Согласилась синичка, посветило солнышко лучиком ей на грудку, и стала она у птички желтая-желтая. Вернулась синичка на землю, обступили ее другие синички. Рассказала она им про солнышко и волшебный лучик. Обрадовались они, стали синичку обнимать, и у них у всех тоже стали грудки желтые. И греет их даже самой лютой зимой теперь теплый солнечный лучик, который они носят на груди.
Мальчик: Это нечестно! Почему это солнышко согрело какую-то птичку, а про людей даже не вспомнило? Почему синички поют себе, когда все вокруг умирают! Скоро всех здесь похоронят, как вот этих, которые здесь у ямы лежат. Ты, бабушка, разве не видишь? Это вот она маленькая, ничего не понимает, а я уже давно все знаю. Все умерли от голода и холода. Все. И мы умрем. Нет никакой Большой земли. Это все неправда!
Бабушка: Есть Большая земля, милый, есть! И стоят у Ленинграда наши ребята, герои, они никогда не пустят врага в город. Они, как синички, несут на груди лучики солнца, ордена и медали, а скоро у всех у них засияет еще одна золотая медаль за освобождение Ленинграда! И вот тогда вернутся они к своим.
Мальчик: Прости меня, бабушка, я же не нарочно. Просто уж больно тяжело верить, и идти тяжело.
Бабушка: Всем тяжело, но тому, кто верит в победу, всяк легче, чем тому, кто сдался и перестал верить. Без веры, что проку жить.
«Про чудо»
Сцена одиннадцатая (прослушать аудиоверсию)
(Пахнет хлебом. Звук хлебозавода)

Девочка: Ммм… хлебушком пахнет…
Бабушка: Это уже хлебзавод Ржевский, почти пришли. Чуть-чуть осталось, милые, чуть-чуть.
Детский голос со стороны: Бабушка, родненькая, а нет ли у тебя хлебушка кусочка, у нас карточки украли, второй день есть нечего.
Мальчик: У нас у самих мало, а нам еще в дорогу ехать.
Бабушка: Нельзя так, милый, нам там еще паек дадут, дай карточки, слава Богу, есть еще. Отдает карточки. Я тебе, внучок, расскажу одну историю, которую мне соседка пересказывала. Это на Васильевском острове было. Жил там мальчик-сирота. Отец на фронте погиб, мать от голода померла, а его в детдом не забрали, потому что он на завод работать пошел патроны делать. Давали ему там суп и двойную норму хлеба. Однажды беда случилась — вытащили у него карточки, а до следующих — неделю ждать. Остался у него только один кусочек хлеба, а завод как раз эвакуировали, да только детей, которые там работали, не взяли, сказали в детдом идти. И вот идет он по Васильевскому острову, а навстречу ему девочка, совсем голодная, едва душа в теле держится. Стала она у него хлеба просить, а мальчик добрым был, отломил ей кусочек. Потом встретил он старушку и ей тоже хлеба отломил. Пока до дома дошел, весь хлеб по кусочку людям раздал. Поднимается по лестнице на свой этаж и думает, что же ему самому-то есть? Опустил руку в карман за ключом, а там… целый кусок хлеба! Чудо какое-то!
Мальчик: А как это? Разве он забыл, что у него два кусочка было?
Бабушка: Нет, один у него был. Я же говорю тебе, это чудо это. Настоящее. Бог его за доброту наградил.
«Станция Ржевка»
Сцена двенадцатая (прослушать аудиоверсию)
Слышны звуки поездов

Бабушка: Вот мы и добрались почти. Слышите, поезд гудит? Был здесь один такой паровозик, который увез детишек в волшебную страну. Слышали?
Дети: Нет, не слышали.
Бабушка: Разве? Да об этом весь Ленинград говорил! Это случилось в самом начале блокады. Железную дорогу разбомбили, перекрыли выезды. В одном детском доме жили ребятишки совсем маленькие, и надо было их срочно отвезти на Большую землю, но никто не знал, как это сделать. И только один маленький паровозик решился: посадил он детей в деревянные вагончики и поспешил по последней сохранившейся железной дороге. И вдруг пути впереди взорвались, казалось, что надежда потеряна, но паровозик так хотел отвезти детишек на Большую землю, что у него выросли крылья! Да-да, самые настоящие белые крылья. И он перелетел через линию фронта, прямо в волшебный город Ташкент, где всегда тепло и растут большие сладкие дыни…
(звук упавшего мешка)
Бабушка: Ой, растяпа я старая! Ох, как же это теперь!
Мальчик: Бабушка, давай я тебе помогу
Бабушка: Да сама я, сама, ты лучше вон сестре помоги. Пойдемте уже, скорее.
Мальчик: Сестренка, давай сюда свой мешок и руку давай, пойдем скорее. Когда-нибудь мы с тобой вернемся в наш Ленинград. Вот только перебьют наши фашистов.
Девочка: А бабушка?
Мальчик: …И бабушка…
Бабушка: Да идете вы уже или нет? Уже вон в машину грузятся. Сюда, не отставайте

(Голоса тонут в общем гуле голосов оживленной станции)
Ребята, вы и ваши родители сейчас услышите необычную сказку, в которой все правда, только немного необычно эта правда рассказывается. Истории про войну, блокаду, которую пережили ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки, когда им было столько же лет, сколько сейчас вам, а иногда и меньше.

Беда пришла в наш любимый город в июне далекого 1941 года, а ужас начался 8 сентября, когда немцы замкнули кольцо вокруг Ленинграда. Здесь и остались почти 400 тысяч детей. Как они выживали, как переносили вместе со взрослыми весь ужас блокады, как им помогали даже животные, как их отправляли на Большую землю, об этом вам и расскажет эта правдивая история, советую вам послушать ее вместе с родителями.

Ирина Алексеевна Зимнева,
житель блокадного Ленинграда
Аудиоспектакль из 12 сцен

...Эта книга поможет большим и маленьким читателям лучше узнать и понять, что чувствовали и чем жили люди в то время, поможет сохранить и бережно передать дальше нашу великую историю. Ведь пока жива история — жива наша страна, живы все мы!

Андрей Алексеевич Хорт,
Глава Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга